Найти тему
О том, о сём

Украина: Как мы узнаем, что война началась?

Все пытаются угадать намерения президента Владимира Путина в Украине. США отзывают сотрудников посольства из-за опасений нарастания конфликта. Но, возможно, это уже началось, пишет эксперт по безопасности и обороне Джонатан Маркус.

Риск полномасштабной войны между Россией и Украиной доминирует в заголовках.

Задаются все очевидные вопросы. Нападет ли Россия? Президент Владимир Путин полон решимости идти на войну, будь что будет? Или дипломатия может обеспечить мир?

Но мы не можем заглянуть внутрь сознания президента Путина.

Так вот еще вопрос - как мы узнаем, когда начнутся боевые действия?

Танки катятся, ракеты стреляют

Ответ кажется очевидным.

Явно массированные российские танковые соединения, пересекающие границу Украины, или массированный ракетный обстрел или авиаудары по украинским позициям означали бы резкую эскалацию кризиса и переход к новой фазе конфликта.

Первые сигналы тревоги исходят от самих украинских военных, но западные спутники и разведывательные самолеты вполне могут обнаружить подготовку к неминуемому наступлению.

Вероятно, появятся явные признаки надвигающегося нападения, говорит Майкл Кофман, эксперт по российским военным в американском Центре военно-морских исследований.

Среди них «укомплектование формирований», говорит он, поскольку большая часть того, что было развернуто, — это тяжелая техника, а не сами войска. Другими признаками могут быть «рассредоточение сил, приток тыловых и вспомогательных элементов, а также переход на самолеты и вертолеты».

Но на этот вопрос можно ответить и по-другому, и для этого нам нужно отстраниться и рассмотреть российскую кампанию против Украины во всей ее полноте.

Нам нужно изучить весь инструментарий, доступный Москве, и оценить, как он используется. И в этом свете, когда вы спросите - как мы узнаем, что конфликт начался - то ответ может быть таким, что он уже начался.

На самом деле боевые действия ведутся уже несколько лет.

Военное давление

Начнем с того, где мы находимся.

Россия уже оккупирует Крым — часть Украины — и оказывает практическую помощь антикиевским повстанцам на Донбассе.

Действительно, вмешательство российских бронетанковых и механизированных подразделений против украинских войск в 2014 году предотвратило поражение пророссийских повстанцев. С тех пор спорадические бои продолжаются. Предполагается, что все стороны поддерживают там международные мирные усилия, но особого прогресса достигнуто не было.

Угроза силой

Помимо этого давления существует также угроза применения подавляющей военной силы.

Наращивание российских боевых формирований у границ Украины является экстраординарным. Это включает в себя значительное развертывание сил в Беларуси, которая также имеет общую границу с Украиной, что может стать более близкой отправной точкой для нападения на саму украинскую столицу Киев.

Российские представители называют это наращивание учениями и ни в коем случае не угрозой. Но его масштабы, характер развернутых подразделений и постепенное прибытие припасов и других «содействующих факторов» позволяют предположить, что это гораздо больше, чем рутинные маневры.

Аналитики следили за наращиванием, используя гражданские спутниковые фотографии. В сети появилось множество видеозаписей с телефонов, на которых видно, как поезда с техникой направляются в сторону Украины или Белоруссии. А оценки сообщений в социальных сетях, сопоставленные с единицами, которые были замечены в движении, дают замечательное представление о том, что происходит.

Что бы ни говорила Москва, у Украины и ее друзей на Западе есть все основания для беспокойства.

Рассказ о Москве

Следующий инструмент, доступный Москве, — попытка повлиять на нарратив.

С одной стороны, Россия говорит, что не готовится к войне, хотя очень похоже, что готовится. Но, что не менее важно, у него есть что рассказать — нарратив, — где не Украина является жертвой, а фактически сама Россия находится под угрозой.

В этом суть переданных США документов, которые направлены на то, чтобы остановить и в некотором роде обратить вспять расширение НАТО и создать новую сферу влияния для Москвы.

В то время как некоторые аспекты беспокойства России, такие как переговоры по стратегическим и другим системам вооружений, широко рассматриваются как хорошая идея, в отношении расширения НАТО она вряд ли получит какие-либо изменения - и она, вероятно, знает об этом.

Но у повествования есть и другая цель. Это история, которую Россия рассказывает, чтобы попытаться сформировать способ обсуждения всего украинского кризиса не только западными правительствами или ее собственными гражданами, но и вами и мной, читающими и пишущими это.

Судя по честному и строгому независимому анализу, Россия готовится к войне с Украиной, что бы ни говорили ее официальные представители.

Подрывная деятельность

В русском наборе инструментов есть и другие возможности. Например, кибератака и подрывная деятельность. Украина, безусловно, была субъектом первого. Чуть более недели назад были атакованы несколько правительственных веб-сайтов, хотя было далеко не ясно, откуда именно была совершена атака.

Совсем недавно правительство Великобритании потребовало доказательств того, что Москва выбрала людей для формирования нового правительства в Киеве, хотя, каковы бы ни были подозрения, убедительных публичных доказательств, подтверждающих участие Москвы в такой деятельности, не было.

Майкл Кофман говорит, что кибер-элемент может быть важной частью любой российской атаки, потому что он может вывести из строя критически важную инфраструктуру и нарушить способность Украины координировать военные действия.

Размытые грани между войной и миром

Когда Россия захватила Крым, мы услышали много разговоров о «гибридной» и «войне в серой зоне» и якобы отрицании операции, участники которой, хотя и были одеты в форму, не носили военных знаков различия.

Но сомнений в том, кто были эти войска, не было. И Крым был захвачен старомодной военной силой, а не каким-то эзотерическим обманом.

То, что происходит в настоящее время, является сущностью «войны в серой зоне» — стиранием границы между миром и войной.

-2

Это не то, как мы склонны смотреть на вещи на Западе.

Но российские военные сформулировали сложную доктрину, рассматривающую войну и мир как континуум, в котором различные инструменты применяются на разных этапах, иногда последовательно, иногда вместе, хотя и с одной и той же стратегической целью.

И именно поэтому, в конечном счете, конфликт уже присоединился. Вопрос лишь в том, как далеко в континууме "серой зоны" готов зайти президент Путин.

ПЕРВОИСТОЧНИК:https://www.bbc.com/news/world-europe-60120217

СВО
1,21 млн интересуются