Если вообще можно выделить одну тему, составляющую самую суть христианства, то это будет прощение. Бог так хотел простить грешных людей, подобных нам с вами, что заплатил наивысшую цену за то, чтобы дать нам прощение. Бог послал Своего Сына в мир, чтобы Он, как обычный человек, ходил среди нас, учил нас, как правильно жить, страдал от испытаний и искушений, через которые проходим и мы, и затем умер мученической смертью на Голгофе, чтобы мы имели спасение. “Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом” (2 Кор. 5:21).
В день Пятидесятницы Бог явил Свою ошеломляющую благодать. Те же самые люди, которые требовали крови Божьего Сына, были задеты до глубины души проповедью Петра и вскричали: “Что нам делать, мужи братия?” Петр же, вдохновленный Богом, отвечал: “Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа” (Деян. 2:37, 38). И когда три тысячи из них повиновались, Бог безоговорочно простил им все их грехи.
Истина в том, что Бог всегда готов простить каждому из нас все наши грехи, если вера наша заставляет нас обратиться к Нему в послушании. После того, как Петр отверг Господа в тот самый час, когда Иисус нуждался в поддержке и ободрении своих друзей, могло показаться, что Петру дорога назад закрыта. И все же, когда Петр покаялся в своем грехе, Бог не только простил его, но даже позволил ему в день Пятидесятницы произнести первую проповедь, в которой евангелие раскрывалось во всей своей полноте. Петр воспользовался ключами от царства и открыл дверь людям всех национальностей, через которую они могли прийти к Богу.
ПРОЩЕННЫЙ ДОЛЖЕН ПРОЩАТЬ
Замечательно размышлять о Божьем прощении, но Он ведь еще призывает и нас прощать тех, кто согрешает против нас, так же, как Он прощает нас, когда мы грешим против Него. Иисус указал нам на это в Своей “образцовой молитве”: “И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим” (Мф. 6:12), - после чего добавил: “А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших” (ст. 15). Павел говорил: “...Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас” (Еф. 4:32).
Однажды Петр спросил Иисуса: “Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?” На что Иисус ответил: “Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз” (Мф. 18:21, 22). Затем Иисус рассказал одну из замечательнейших историй в Библии о прощении. Царь простил слугу, долг которого составлял гораздо больше того, что он мог выплатить. Это была гигантская сумма, отрабатывать которую пришлось бы 165 тысяч лет! Тот же самый слуга отказался простить человека, который был ему должен относительно небольшую сумму, равную плате за 100 дней. Иисус сказал, что Бог поступит с теми, кто не прощает, так же, как царь поступил с этим слугой:
«“Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?” И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:32-35).
Из всего этого становится очевидным, что для Бога не существует границ прощения. Можно простить даже самые низкие преступления и надругательства. Прощают не только после того, как другие становятся достойными прощения. Иисус говорил:
«Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: “каюсь”, - прости ему» (Лк. 17:3, 4).
Подумайте о том, какой глубокий смысл в этих словах. Когда мы знаем о согрешении брата, мы должны обличить его, а не ждать в надежде, что это сделает кто-то другой. Когда же он покается, мы должны безоговорочно и открыто простить его. Даже если он совершит тот же самый проступок еще раз - даже семь раз на день - мы должны прощать. Мы не должны разбираться, истинно ли его покаяние. Наше дело - простить и предоставить остальное Богу.
ПРОЩЕНИЕ ВЕДЕТ К ПЕРЕМЕНЕ
Люди часто говорят, что простить значит забыть. Когда прощает Бог, Он действительно забывает. Он говорит: “Грехов их и беззаконий их не воспомяну более”. Нам же нигде не говорится о том, что мы должны простить и забыть. Истина в том, что Бог сотворил нас таким образом, что мы можем всегда помнить некоторые случаи. И все же мы можем прощать в том смысле, что мы не вытаскиваем больше обиду на свет Божий и не пытаемся ни коим образом мстить обидчику. Простив кому-то согрешение, мы должны обращаться с этим человеком так, будто он никогда не совершал этого греха.
Давайте посмотрим, что Библия говорит о прощении Господнем. Это может помочь нам лучше разобраться в сути вопроса. Мы читаем об “отпущении грехов”. Когда долг “отпущен”, мы больше не являемся должниками; он оплачен сполна. В 1 Ин. 1:9 мы читаем: “Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды”. Грех оскверняет душу. Когда нас прощают, мы очищаемся. Библия также говорит о том, что грех “заглаживается”. В Деян. 3:19, 20 Петр пишет: “Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа”. Во времена Петра ученики писали на вощеных дощечках. Когда случалась ошибка, ученик мог взять валик и загладить ее, и на воске опять можно было писать. Когда Бог прощает, грехи “заглаживаются”, чтобы у нас были чистые дощечки, на которых мы могли бы писать свою жизнь.
Прощение - заповедь, ведущая к перемене жизни тех, кто повинуется ей. Ничто так не разрушает наше психическое, душевное и духовное здоровье, как затаенная обида. Когда мы отказываемся прощать, в жизнь входит злость и страдание. Мы живем, испытывая физическую боль оттого, что задеты наши чувства. Мы злимся на всякого, кто, по нашему мнению, каким-то образом обидел нас.
Гнев и негодование могут возвести стену между нами и Богом. Наша способность открыто молиться Богу о наших проблемах разрушается нашей же неспособностью простить других. От злости всегда гораздо больше страдает тот, кем она овладевает, чем тот, на кого она направлена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Порой люди говорят: “Он не заслуживает прощения”, или: “Она никогда не просила у меня прощения”. Мы должны прощать так, как прощает Господь. Иисус, распятый на кресте, сказал: “Отче! Прости им, ибо не знают, что делают” (Лк. 23:34). Те, о которых Он молился, конечно же, не покаялись в своих грехах и не просили о прощении, но Иисус простил их. Бог простил тех, кто впоследствии повиновался евангелию. Когда мы прощаем тех, кто живет рядом с нами, мы освобождаемся от бремени зла, но это вовсе не значит, что этих людей прощает Бог. Божье прощение этих людей основывается не на том, что делаем мы, а на том, что делают они. Нам нужно прощать ради нашего же блага и ради блага наших взаимоотношений с другими людьми и с Богом.