Найти тему
Географ и глобус

Панамский канал. История и факты

Оглавление

Его открыли в августе 1914 года. А до этого кораблям, которые шли из двух концов США, к примеру, из Сан-Франциско в Нью-Йорк, приходилось огибать всю Южную Америку, а это без малого 23 тысячи километров. Зато после ввода в эксплуатацию этот путь сократился до 9500 километров. Для начала XX века Панамский канал был не только новой судоходной артерией, но еще и гигантом инженерно-технической мысли с самым большим на тот момент искусственным водоемом, самой протяженной дамбой и с уникальными инженерными решениями. Вот лишь несколько любопытных фактов об этом канале.

Участок Панамского канала/ © ru.esosedi.org
Участок Панамского канала/ © ru.esosedi.org

Факт №1 – у канала существовало две альтернативные версии

Такая узкая перемычка между Северной и Южной Америкой давно напрашивалась на то, чтобы разрезать ее, словно бритвой, и соединить между собой Атлантический и Тихий океаны судоходным каналом. Впервые об этой идее заговорили еще в 1513 году испанцы, в чьем колониальном владении была почти вся нынешняя Латинская Америка.

Однако всерьез до обсуждения планов взялись только в конце XIX века. Вот тогда-то и возникло три варианта прокладки канала. Первый был самый затратный и трудоемкий. Он должен был проходить возле южной границы Мексики на перешейке Теуантапек. Плюсом этого варианта была близость к индустриальным центрам Америки, а минусом – протяженность в 200 километров. Второй вариант – Никарагуанский. Перешеек в том месте был еще шире мексиканского, однако значительную его часть занимало естественное озеро Никарагуа. И если задействовать его, то искусственная часть канала была бы совсем небольшой.

Перешеек Теуантапек в Мексике/ © Kbh3rd, commons.wikimedia.org
Перешеек Теуантапек в Мексике/ © Kbh3rd, commons.wikimedia.org

И третий вариант – Панамский. Перешеек в этом месте был шириной всего 80 километров и его давно использовали для перехода по суше искатели приключений. Решили строить именно здесь.

Факт №2 – строительство канала закончилось, едва начавшись

И причиной этому стало банкротство компании, начавшей строительство. Это была даже не компания, а акционерное общество, называвшееся "Всеобщая компания межокеанского канала". Его основали французы, которые до этого удачно построили Суэцкий канал. Общество выпустило акции, привлекло заемные средства и через 7 лет после начала строительства (в 1888 году) с треском обанкротилось.

Причиной этому стали инженерные ошибки и человеческий фактор. Ошибкой было начать строить полностью безшлюзовой канал (а перепад высот на Панамском перешейке – 26 метров). Таким образом значительно увеличивался объем земляных работ. К ошибкам планирования, или человеческому фактору, можно отнести климат Центральной Америки – влажные тропики, в которых свирепствовала малярия и желтая лихорадка. Всего за 7 лет строительства на объекте погибло более 20 тысяч человек.

Все это существенно увеличило сметную стоимость. Выпуск дополнительных акций оказался малоуспешным и компания просто схлопнулась, оставив всех вкладчиков "с носом" и бросив начатое дело даже не на середине пути, а где-то на четверти.

Факт №3 – американцы для строительства канала оттяпали у Колумбии провинцию

В конце XIX века не было никакой независимой Панамы. Была лишь Колумбийская провинция Панама, и только. И когда в 1902 году на объект решили зайти американцы (они купили у обанкротившихся французов весь объект практически за бесценок), то им надо было по новой получать разрешение у властей Колумбии. А хитрые янки хотели не столько разрешение, сколько полный контроль и не только над каналом, но и над полосой отчуждения – территорией вокруг него.

Проход через шлюз Панамского канала/ © ru.esosedi.org
Проход через шлюз Панамского канала/ © ru.esosedi.org

Колумбия, понятное дело, на такую авантюру не согласилось. И тогда американское правительство президента Рузвельта просто "помогло" маленькой провинции под названием Панама объявить независимость от "зажравшейся" Колумбии. И вот 3 ноября 1903 года на карте мира появилось новое государство – Республика Панама. Колумбия была страшно недовольна и очень громко возмущалась, и только в 1921 году после определенных финансовых действий со стороны США согласилась признать Панаму "не нашей".

Ну а что до новой страны, то она с легкостью дала США все необходимые разрешения и отчуждения. И работа закипела.

Факт №4 – американцы строили канал 11 лет

Во-первых, они сразу изменили инженерный проект, решив делать будущий канал шлюзовым – с двенадцатью большими шлюзами около атлантического и тихоокеанского выходов. Во-вторых, чтобы исключить смертность от болезней, они буквально выжгли огнеметами всю тропическую растительность на пути строительства и осушили все болота.

При строительстве применяли уникальные технологии и смелые инженерные решения. Так, шлюзы должны были наполняться и опорожняться без помощи насосов, исключительно с использованием одной лишь гравитации. Для этого на высоте 26 метров около каждого входа-выхода соорудили по большому искусственному водохранилищу. Кстати, одно из них под названием Гатун, на 1913 год было самым большим в мире.

Земляные работы на строительстве русла Панамского канала/ © realt.onliner.by
Земляные работы на строительстве русла Панамского канала/ © realt.onliner.by

В 1914 году стройка века была завершена, а 15 августа 1914 года американский пароход "Анкон" впервые прошел по новому каналу. И он стал первым из более чем миллиона судов, сделавших это к настоящему времени.

Факт №5 – Панама вернула себе контроль над каналом только через 86 лет

Это произошло 1 января 2000 года, а до этого, начиная с 1977 года, канал и прилегающая к нему территория была в совместном американо–панамском управлении. Зато теперь Панама – это самая экономически развитая страна Центральной Америки, основу экономики которой составляют отчисления за проход по каналу. Кстати стоимость прохода по каналу зависит от размеров судна, его нагрузки, срочности прохода и колеблется от 800 долларов для небольшой яхты до 500 тысяч долларов для самых больших судов.

Факт №6 – не все суда могут проходить через канал

Большие контейнеровозы грузоподъемности более 12 TEU (это такая специальная единица измерения вместимости транспортных средств)и суперсовременные танкеры не помещаются по габаритам в Панамском канале и вынуждены огибать континент по южному окольному пути через мыс Горн.

Особенно страдают от этого китайцы, чьи танкеры с нефтью из Венесуэлы совершают огромный крюк по морю. Именно поэтому китайцы в настоящее время активно работают над проектом канала–дублера, который должен пройти по бывшему второму варианту – через Никарагуа.

Схема Панамского канала/ © realt.onliner.by
Схема Панамского канала/ © realt.onliner.by

Факт №7 – головной убор "панама" получил свое название во время строительства канала

И напоследок забавный факт. Шляпа–панамка, так хорошо знакомая всем и каждому, получила свое название благодаря каналу. Именно такие головные уборы использовали строители во время работы под палящим экваториальным солнцем.

Еще по теме: 4-ый канал Сталина и его незавидная судьба

(При написании статьи использовались материалы с сайтов: ru.wikipedia.org; realt.onliner.by; ru.esosedi.org; vokrugsveta.ru)

P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.