Что связывает между собой матчи на первенство мира КАРПОВ – КОРЧНОЙ в Багио (1978 г.) и КАСПАРОВ – АНАНД в Нью-Йорке (1995 г.)? Если отвечать коротко, то 10-я партия. Почему? Во-первых, потому что в них соперники разыграли один и тот вариант Испанской партии. Во-вторых, оба чемпиона применили потрясающий тактический выпад конём на g5, который был предложен советским гроссмейстером Игорем Зайцевым…
Эта история предполагает хронологическое изложение, поэтому начну с десятой партии матча, сыгранной в Багио. Анатолию Карпову уже в дебюте удалось удивить Виктора Корчного дважды: выбором варианта, который с начала двадцатого века снискал репутацию ничейного, а затем ещё и неожиданной новинкой.
Итак, на нижеследующей диаграмме приведена позиция из партии КАРПОВ – КОРЧНОЙ, 1978 г., возникшая на шахматной доске после указанного одиннадцатого хода белых.
Над ответным ходом Виктор Корчной продумал 45 минут. Он не рискнул выиграть фигуру и продолжил так:
11…d4:c3
Только шахматные движки доказали, что принять жертву белого коня можно – чёрные уравнивали шансы.
12. Kg5:e6 f7:e6
13. b2:c3 Фd8-d3
Дальнейшее продолжение этой партии мы с вами не станем рассматривать. Напомню лишь, что после избранного Анатолием Карповым хода 14. Kd2-f3 с последующим разменом ферзей, поединок завершился вничью на сорок четвёртом ходу.
Спустя семнадцать лет к позиции на диаграмме пришла и десятая партия матча на первенство мира КАСПАРОВ – АНАНД, 1995 г. Оказалось, что «великий и ужасный» усилил игру белых, что стало неприятным сюрпризом для индийского гроссмейстера:
14. Сb3-c2!
Белые продолжают играть в тактическом ключе. Впервые на это продолжение указал «по свежим следам» Михаил Таль, но как нужно развивать атаку он не обнаружил.
14…Фd3:c3
15. Kd2-b3 Kc5:b3
16. Cc2:b3 Kc6-d4
17. Фd1-g4!
Жертва ладьи позволила чемпиону мира создать решающие угрозы и в дальнейшем в красивом стиле обыграть индийского шахматиста. Полностью этот поединок я предлагаю вам посмотреть в видеоролике.
К сказанному выше ещё добавлю, что Гарри Каспаров при всей своей комбинационной гениальности в данной партии воспользовался анализом шахматного движка. Так что ему оставалось лишь вспоминать выданные электронным интеллектом варианты атаки. Потому Каспаров считается первым в истории шахмат чемпионом мира, который для выигрыша соперника воспользовался новинкой, найденной компьютерной программой.
Gab DINUR.