Найти тему
ДУХОВНЫЕ ПОСЕВЫ

Почему первосвященник Илий за нечестие своих сыновей наказан Богом, а пророк Самуил нет

Первосвященник Илий и его нечестивые сыновья, священники Офни и Финеес
Первосвященник Илий и его нечестивые сыновья, священники Офни и Финеес

Предыдущая статья была посвящена роли и значению судей в Ветхом Завете. О самой книге Судей ничего не было сказано, так как само повествование и назидания данные там, понятны и доступны каждому.

Повторим только, что основной контекст книги — это то, что как только народ забывал Бога, переставал соблюдать заповеди, начинал уклоняться в идолопоклонство, на него обрушивались беды: война, плен, рабство, голод и проч., которые посылались для смирения и побуждали вновь вспомнить про Завет, и обратиться к истинному Богу.

В следующей книге Библии — Первой Книге Царств, говорится о рождении последнего судьи в израильском народе. После него изменится управление и возникнет монархизм.

В Священном Писании все очень взаимосвязано: с важными подробностями описывается, как родился на свет будущий судья, как он отошел в иной мир и какой след оставил в истории государства Израиль. Речь пойдет о пророке и судье Самуиле.

Во времена рождения Самуила практически никто Израилем не управляет.

Три раза в году мужчины со всех 12-ти колен должны собираться в том месте, где располагается скиния и Ковчег Завета, и совершить там жертвоприношение, чтобы ощутить свое единство.

Чтобы лучше осознать, что они народ единый и нераздельный, как члены одного тела.

Чтобы вспомнить, что они все заключили Завет с Богом и все целокупно отвечают за соблюдение Завета. Поэтому они должны следить за исполнением клятв, данных Богу всем народом.

Но таких всеобщих собраний народа не происходило. Люди просто посещали храм, приносили жертвы, а подтверждения Завета и контроля за соблюдением его заповедей не было.

В тот год, когда родился Самуил, исполняющим обязанности судьи был престарелый первосвященник Илий. У него было два сына. Хотя они и были священниками, но жили не благочестиво.

Историческая реальность Первой Книги Царств такова: священники Офни и Финеес, сыновья первосвященника Илия открыто развращали народ, вели себя бессовестно и бесцеремонно, присваивали себе то, что люди жертвовали Богу, обогащались и даже совращали женщин приходивших поклониться Богу.

Нечестие священников Офни и Финееса
Нечестие священников Офни и Финееса

Но Священное Писание мимоходом упоминает о их жизни. Оно делает акцент на том, что их отец, первосвященник Илий, зная, что сыновья своими поступками отворачивают народ от Бога, не наказывал их. 

Сам Илий был человеком благочестивым, но Слово Божие укоряет его и вменяет ему в грех то, что он не занимается воспитанием тех, кого он должен наставлять и опекать.

  • Грех его усугубляется еще тем, что он судья, а потому в вверенном ему народе должен олицетворять силу Божию, своим примером, поступками и делами свидетельствовать, что Бог пребывает с народом.
  • Кроме этого, он первосвященник и должен ревностно совершать богослужения и заботится о чистоте, и благочестии тех, кто рядом с ним предстоит у жертвенника Господня.
  • В довершении всего он еще и отец, который несет пред Богом личную ответственность за воспитание детей. И поэтому Слово Божие больше укоряет Илия, чем его сыновей. 
Народ укоряет первосвященника Илия за нечестие его сыновей
Народ укоряет первосвященника Илия за нечестие его сыновей

В Первой Книге Царств ярко и интересно проводится сопоставление двух личностей, двух отцов: пророка Самуила, ставшего отцом уже в пожилом возрасте, и первосвященника Илия.

И тот и другой родили по два сына и у каждого сыновья отвратительные. Но Илия Священное Писание порицает за то, что он не заботился о их воспитании и он подвергается наказанию. А Самуил за своих нечестивых сыновей наказание не получает.

Почему?

Следует знать и всегда помнить, что священная обязанность отца — это воспитание детей. В учительных книгах Священного Писания дано много назиданий, как нужно воспитывать. И пророк Самуил этим воспитанием занимался, а первосвященник Илий нет.

Кроме того существует свободный выбор у человека. Сын или дочь могут отвергнуть наставления отца и не принять советы матери. Дети могут отказаться от веры своих родителей, несмотря на то, что отец с матерью их направляли и учили жить по вере, и сами жили благочестиво. 

То есть, всегда присутствует свободное произволение человека.

Даже Адам в раю общавшийся с Богом лицом к Лицу и не имевший греха, при этом не захотел жить по заповеди своего Творца и избрал иной путь.  

Если так поступил Адам, то и любой ребенок может поступить так по отношению к своему родителю. 

Каждому отцу (конечно, и матери тоже, но в данной статье говорится об отце) вменено в обязанность воспитание своих детей, а, что из этого выйдет, ему знать не дано.

Пишите в комментариях, что вы думаете по этому вопросу.

Чтобы канал "Духовные посевы" мог развиваться и сеять зерна веры православной, подписывайтесь и ставьте "палец вверх".

Читайте предыдущую статью автора: Как Бог присутствует в человеческой истории? Эпоха судей