В статье под названием «Какие предметы вы бы убрали из школьной программы», некоторые читатели обратили внимание, что лучше убрать литературу.
Размышляя о необходимости литературы в школьной программе у меня происходит некий когнитивный диссонанс.
С одной стороны я против того, чтобы литературу убирали из программы!
— Как так можно, ведь великие произведения русской литературы до сих пор будоражат сердца читателей во всем мире!
Где, как не в русской литературе XIX века, раскрываются глубинные понятия русской души? А сколько в русской классике психологии и личностных портретов! Да и не только в русской литературе! Произведения американских классиков заслуживают не меньшего внимания. К примеру, в свое время на меня произвел глубочайшее впечатление роман Джека Лондона, «Мартин Иден». Размышляя об этом хочется сказать: «Не троньте литературу»!
Но с другой стороны, многие классические произведения русской и американской литературы я читал после школы и во взрослом возрасте! Упомянутого «Мартина Идена» в том числе! В своё школьное время, по правде говоря, у меня не было абсолютно никакого интереса к литературе! Знаете сколько книг из «списка на лето» я прочитывал? Максимум 2-3. На летних каникулах мне было вообще не до чтения! А любимыми книгами в школьный период у меня были: «сборник восточных сказок» и сборник «тысяча и одна ночь». У родителей конечно были книги, я помню красивый томик «Графа Монте-Кристо» и «Унесенных ветром». Но вот прочитал я эти произведения только после школы. В школьном возрасте мне было это не интересно, от слова – «совсем»!
Так и что получается, нужна ли литература в школе, если в действительности многим детям это не интересно? Более того, многие сюжетные ходы или психологические муки выбора и личностные портреты главных литературных героев могут быть вообще не понятны детям! И это разговор не о том, что школьники глупые, не способные к пониманию, нет, но чтобы глубоко разбираться в главной теме какого-либо произведения, в поступках главных героев и понимать что читаешь, необходима личная заинтересованность читателя. Ребёнок, которого принуждают к чтению, будет не заинтересован в понимании того, что он читает. Мне так кажется и я прихожу к таким выводам основываясь на личном опыте. Конечно же есть примеры, когда ребенок наоборот, с жадностью «проглатывает» книги, но так это он делал бы и без школьного предмета «литература».
«Преступление и Наказание», «Идиот», «Герой нашего времени» и многие другие произведения я читал только в период после школы. Скажите, какому школьнику будет интересно читать «Обломова» на летних каникулах? А вот мне было очень интересно прочитать это роман Гончарова. И сделал я это во время путешествия на Шри-Ланке. Вот эта книга, которая путешествовала вместе со мной.
Что делать с «литературой»?
Я уверен, что этот предмет должен оставаться в школьной программе, вот только нужно позволить детям читать, то, что лично им интересно. Даже если это будут восточные сказки или «Гарри Поттер». Писать сочинения именно на основе тех произведений, которые выбирает лично ребёнок. А вот на самих уроках, преподаватель вполне может разбирать серьезную классическую литературу, рассказывая детям о главных героях и главных сюжетных поворотах.
Когда урок будет интересен самим детям, а возможно это только благодаря подаче учителя, тогда они будут извлекать намного больше полезного, чем если бы они самостоятельно пытались что-то читать из программы, которую им навязывают, без личного желания.
Согласитесь, что от рассказчика зависит очень многое? Так вот если учитель литературы сможет на своих уроках «погружать» ребенка в мир главных героев какого-то произведения, как прекрасный рассказчик, предлагая потом порассуждать над действиями и поступками героев, мне кажется ученик на таком уроке получит намного больше полезных знаний, даже без личного прочтения произведения.
А как вам кажется, нужна ли литература в школах? Лично вы в школьное время прочитывали весь «летний список произведений»?