Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Труффальдино из Бергамо» - чем рисковала Клариче

Телефильм «Труффальдино из Бергамо» (1976) я очень любила в детстве-юности, да и сейчас понимаю, что актёры – огонь, а музыка – гениальна. Умели в СССР! Но сегодня речь пойдёт о самой интриге. Я как-то уже писала, что Беатриче Распони была весьма рисковая, ловкая синьорина - их в Галантном веке называли не иначе, как libertine. Это необязательно «распутница». Либертинка могла вообще не иметь «порочащих пристрастий». Тут иное - она жила свободно, как нравилось и, переодевшись в мужское платье, могла поехать в ту же Венецию и выдать себя за мужчину. Типовая девушка XVIII столетия здесь Клариче. Не сильно образованная (скорее всего), милая, наивная. Подросла – выдали замуж. Счастье для неё - любовь, а не опыты с электричеством, страшно модные в те годы. Ей по сюжету семнадцать лет (актрисе Елене Дриацкой побольше). Всё, как по писаному – никаких особых дерзаний. Кричать: «Я Сильвио люблю!» - единственный возможный бунт. Если помните, Клариче не была против свадьбы с неизвестным ей Федер

Телефильм «Труффальдино из Бергамо» (1976) я очень любила в детстве-юности, да и сейчас понимаю, что актёры – огонь, а музыка – гениальна. Умели в СССР! Но сегодня речь пойдёт о самой интриге. Я как-то уже писала, что Беатриче Распони была весьма рисковая, ловкая синьорина - их в Галантном веке называли не иначе, как libertine.

Это необязательно «распутница». Либертинка могла вообще не иметь «порочащих пристрастий». Тут иное - она жила свободно, как нравилось и, переодевшись в мужское платье, могла поехать в ту же Венецию и выдать себя за мужчину.

Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот.

Типовая девушка XVIII столетия здесь Клариче. Не сильно образованная (скорее всего), милая, наивная. Подросла – выдали замуж. Счастье для неё - любовь, а не опыты с электричеством, страшно модные в те годы. Ей по сюжету семнадцать лет (актрисе Елене Дриацкой побольше).

Всё, как по писаному – никаких особых дерзаний. Кричать: «Я Сильвио люблю!» - единственный возможный бунт. Если помните, Клариче не была против свадьбы с неизвестным ей Федерико Распони, а раз его убили, то можно выйти замуж за Сильвио.

Немного реальной венецианской жизни XVIII века. Пьетро Лонги. Википедия.
Немного реальной венецианской жизни XVIII века. Пьетро Лонги. Википедия.

Также напомню, что это – среда предпринимателей (Панталоне в нашем классическом переводе значится, как «купец», но купцами в России называли и заводчиков, так что могли и производить чего-нибудь). Семейство Распони были туринскими бизнес-партнёрами, и брак затевался с целью удвоения капитала.

Сильвио – всего лишь сын юриста, и конкретно - доктора правоведения, ибо маска Доктора в итальянском площадном театре означала цивилиста, что неплохо, однако, ниже по статусу. Да, мальчик тоже должен быть адвокатом, но с такими нервами…

Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот.
Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот.

И вот представим себе, что Сильвио решительно отказался от такой невесты, окончательно порвал отношения с этим странным домом, где мальчики-девочки, и чудовищный скандал просочился в город (приехала девица Распони, выдала себя за брата, выгнала жениха).

Несчастную Клариче никто и никогда не взял бы в жёны. Вообще. Она могла бы только уйти в монастырь. Что же касается бизнеса Панталоне, то с таким предпринимателем никто не захотел бы иметь дела – просто, потому что в этом семействе творится чёрт знает что.

Ещё одна, гораздо более известная, вещь Пьетро Лонги. Википедия.
Ещё одна, гораздо более известная, вещь Пьетро Лонги. Википедия.

В эпоху Карло Гольдони все это понимали, в СССР 1970-х, конечно, не очень. Подумаешь – небольшая буза и смешные штучки. В коммуналках и не такое бывало, эх! Это уже потом, если читать о XVIII веке, его психологии, об авантюристах и либертинках…

В общем, хорошенькая Клариче сильно рисковала своим будущим, не будучи виноватой. Да, и юристы Ломбарди могли бы утратить клиентуру – в те времена им всем оставалось бы только в Америку отъехать и начать всё с чистого листа. Или в Россию, которая не считалась дикой, а напротив сулила возможности.

Zina Korzina (c)

  • Статьи о советских костюмных фильмах 1970-х годов:

1. «Табор уходит в небо» - самая красивая лав-стори советского кино.

2. «Раба любви» - ради чего она погибла?

3. «Ярославна – королева Франции» - изящный шедевр Игоря Масленникова.