Найти в Дзене
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Труффальдино из Бергамо» - кое-что о Беатриче

В двухсерийном телефильме «Труффальдино из Бергамо» (1976), снятом по пьесе Кардо Гольдони «Слуга двух господ» мы видим, как одна из героинь – Беатриче Распони, переодевшись в мужское платье, выдаёт себя за погибшего брата Федерико. Она приходит в дом бывшей невесты Федерико, предъявляет всем деловую переписку покойного брата и начинает играть роль обиженного кавалера.

Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот. Источник - YouTube.

Она (он?) громко требует возобновить брачный союз и дерётся с новым женихом Клариче – Сильвио, сыном юриста (его отец – доктор Ломбарди не врач, а доктор права, ибо в итальянской комедии ( commedia dell' arte) маска Доктора означала именно правоведа, часто неумного и напыщенного, отсюда – его беспрестанная юридическая латынь). Но вернёмся к нашей Беатриче.

Её никто не подозревает – конечно, поначалу бизнесмен Панталоне, отец Клариче, недоверчиво требует доказательств, но он имеет в виду свидетельства и документы, ибо все знали, что Федерико погиб. Никому не приходило в голову: «А не девица ли это?» В пьесах XVI - XVIII веков этот мотив встречается, если не часто, то время от времени.

Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот. Источник - канал «Россия-1».
Кадр из фильма «Труффальдино из Бергамо» (1976). Скриншот. Источник - канал «Россия-1».

Дело в том, что в эти века наряды мужчин и женщин из высшего сословия были максимально похожи – дорогие ткани с шитьём, кружево, драгоценности, банты и ленты. Мода менялась, однако, тренд сохранялся – и дамы, и кавалеры предпочитали шёлк, бархат, атлас; пользовались батистовыми платочками с вышитыми инициалами, подкрашивались, а в XVIII столетии – носили парики или шиньоны.

Отсюда – невозможность точно определить – кто перед нами. Но не все женщины решались на то, чтобы надеть камзол и бежать за приключениями. Типичный пример этой моды на «переодевание» - интерес Елизаветы Петровны к мундирам и кафтанам. Она устраивала балы -‘ m étamorphose’ , где женщины должны были танцевать в мужских одеждах, а мужчины – в дамских фижмах.

Кто тут кавалер, а кто дама? Слева - некто William Gore, написанный художником Christian Friedrich Zincke, справа - императрица Елизавета Петровна кисти Луи Каравакка. Источники - https://lifeasahuman.com/ и https://www.pinterest.ru/
Кто тут кавалер, а кто дама? Слева - некто William Gore, написанный художником Christian Friedrich Zincke, справа - императрица Елизавета Петровна кисти Луи Каравакка. Источники - https://lifeasahuman.com/ и https://www.pinterest.ru/

Молодая Екатерина, присутствовавшая на этих «позорищах», описывала в своих мемуарах курьёзные ситуации, происходившие на балах-«метаморфозах». Офицеры спотыкались и падали, наступив на чужие юбки, а фрейлины стеснялись собственных ног, выставленных на всеобщее обозрение. Сама Екатерина, кстати, неплохо смотрелась в офицерском облачении.

Среди европейских портретов галантного века иной раз попадаются интересные образцы. Допустим, есть изображение графини Ожельской, побочной дочери саксонского курфюрста / польского короля - Августа Сильного. Это была авантюристка, распутница и весёлая дама - этакий образчик для приключенческого романа.

Портреты Анны-Каролины Ожельской кисти Louis de Silvestre в мужском и женском платье. Источник - Википедия (медиафайлы на Викискладе).
Портреты Анны-Каролины Ожельской кисти Louis de Silvestre в мужском и женском платье. Источник - Википедия (медиафайлы на Викискладе).

Анна-Каролина Ожельская великолепно танцевала - почти профессионально, обладала эстетическим вкусом и знала несколько иностранных языков. В общем, слыла начитанной умницей и заводила любовь с каждым, кто сумел понравиться. Была почти насильно выдана замуж за одного из немецких правителей, но сумела развестись и укатила в Венецию.

Я затем рассказываю историю малоизвестной, зато примечательной героини, чтобы показать, какие дамы устраивали переодевания. Они назывались libertine . В 1986 году во Франции был снят кинематографический клип Милен Фармер, который так и назывался – ‘ Libertine’ (у него есть продолжение – ‘ Pourvu Qu'Elles Soient Douces’).

Милен Фармер в клипе  ‘ Libertine’ (1986). Источник - https://www.pinterest.ru/
Милен Фармер в клипе ‘ Libertine’ (1986). Источник - https://www.pinterest.ru/

Термин «либертинка» не равен понятию «распутница», это изысканная, свободная от предрассудков, образованная, часто владеющая оружием (!) дамочка, живущая по своим правилам. Либертинки часто держали салон, куда ходили философы, писатели, адвокаты и политики. Однако либертинку не звали ко двору, хотя, короли интересовались их жизнью - это же так нетривиально!

Таким образом, Беатриче Распони со всей вероятностью относится к этому славному типу. Она смелая, довольно наглая (прийти в дом Клариче и начать жёсткую игру, из-за которой могла расстроиться свадьба девушки), сражается на шпагах и – пускается на поиски возлюбленного. Советский зритель 1970-х воспринимал это много иначе, нежели современник Карло Гольдони.

Zina KorZina (c)