Найти тему
Коуч может!

До свидания, мальчики, так сейчас не снимают

Оглавление
"Почти у каждого в жизни случается такое, что тяжело бывает вспомнить. А когда вспомнишь, то весь покрываешься испариной... Но когда я вспоминаю по-собачьи печальные глаза Попандопуло, мне становится не по себе. И еще одни глаза преследуют меня как кошмар…
В январе 1942 года под Сычевкой, когда под ногами визжал и скрипел морозный снег, я в упор стрелял из пистолета в немецкого ефрейтора. Он почему-то не падал, только шатался и все хотел вскинуть свой автомат и смотрел мне в лицо нечеловеческими глазами. После каждого выстрела из его спины вместе с клочками шинели вылетали струйки пара. Он упал лицом вниз, и струйки пара иссякли у меня на глазах."

Сейчас так о той, Великой Отечественной Войне не пишут. Потому что современный сценарист - это не молодой лейтенант, который в феврале 1942 года вывел под Новоржевом остатки 357-ой стрелковой дивизии из окружения. А Борис Балтер, автор этих строк, в свое время вывел, поэтому и написал так. Образно. Правдиво. Пронзительно.

Всем добра! Меня зовут Александр Ким и вы на моем канале Перезагрузка в 40. Да, мне 40 (уже или еще, не суть) в активе: 2 детей, понимающая жена, кот персикового окраса, целых 33 буквы русского алфавита и, надеюсь, светлая голова.

Так бывает...

Так бывает, что фильмы, хорошие фильмы как старинные друзья могут появляться в твоей жизни редко, но от того их приход радостен. Словно подул свежий морозный воздух и ушли прочь тоска, ощущение рутины и зимней депрессии. Да, есть стриминговые сервисы и ютуб. Но в этом весь и фокус. Доступность убила ценность обладания.

Бывают и исключения. Вот и телевизор, который я смотрю редко, преподнес сюрприз - по телеканалу "Культура" крутили фильм режиссера Михаила Калика от 1964 года "До свидания, мальчики". Сначала в субботу я успел захватить киноленту до середины, но потом дела с подрастающим поколением заставили переключиться на "Карусель".

Однако в воскресенье мой ангел хранитель вознаградил за давешнее терпение со спиногрызами, и я продолжил просмотр ровно с того места, где остановился. "Культуре" респект!

-2

Да, каждое поколение говорит на своем культурном языке. Романтический 19-ый век подарил миру "Трех мушкетеров" Александра Дюма-старшего и их авантюрные приключения, которые покорили сердца мальчишек по всему миру. Прагматичный 20-ый уже гремел бойней Первой Мировой Войны, что извергла пронзительных и лиричных "Трех товарищей" Эриха Марии Ремарка. Впереди маячил пожар второй мировой трагедии.

А уже в 1961 году эстафету подхватил Борис Балтер и его повесть «Трое из одного города» (1961 год), которую он через год доработал и переименовал в привычные всем "До свидания, мальчики".

Борис Балтер, автор повести "До свидания, мальчики"
Борис Балтер, автор повести "До свидания, мальчики"

Она стала откровением поколения шестидесятников, одним из ярких примеров прозы лейтенантов. Так о довоенном времени, со светлой тоской и болью о прошлом и несвершившемся будущем никто до Балтера не писал. Книга стала сенсацией, в библиотеках на нее выстраивались очереди на недели вперед.

«...такой лирической мощи была эта неброская с виду вещь, что сломала все чиновничьи рогатки.»
Р. Киреев, писатель

Путь к зрителю в кинотеатрах был лишь вопросом времени. Сначала в 1964 году Балтер вместе с Владимиром Токаревым написал пьесу по её мотивам. В том же году писатель в соавторстве с режиссером Михаилом Каликом составили сценарий одноименного фильма, который в усеченной версии (цензура) вышел на экраны в 1965 году.

Кстати, второе название повести дали слова из песни хорошего друга Бориса Балтера - Булата Окуджавы. Знаковые произведения не рождаются просто так. По пути они объединяют людей значимых, талантливых, неравнодушных.

Булат Окуджава
Булат Окуджава

О прошедшей всего 19 лет назад войне надо было высказаться. Но не пафосно, без официоза. На уровне человека, личного опыта и лирики. Когда чувство любви восстает против крови, бомбежек и страданий. Южное солнце согревает холод блокадной зимы, а смешной первый поцелуй разрывает объятья смерти.

кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

В фильме, кроме кадров хроники нет военных сцен. Как почти нет их и в повести. Ведь это произведение о довоенном времени. Светлом, наивном, в чем-то идеализированным с точки зрения тех, юношей и девушек на пороге взрослой, обязательно радостной и интересной жизни, которым ценой своего поколения придется ковать победу. От того вдвойне грустнее и страшнее. Это, мы из будущего знаем, что будет всего через пару лет, а они нет.

Магия кино

Евпатория. Курорт. Крым. Фильм излучает его южную, слегка расслабленную атмосферу. Отдыхающие, рестораны, пляжи. Красивые женщины , элегантные мужчины, король гавайской гитары, фокусник, квартирные агенты, гвалт жадных до солнца приезжих смешались в яркий и красивый бардак. Одна сторона.

кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

А ведь перед глазами писателя была другая, освобожденная Евпатория. Каково было помнить оживленную суету до лета 1941 года, глядя на такое? По этим улицам ты гулял один и с товарищами. Здесь школа, а там любимый пляж. Где это все? Куда подевалось?

1944 год Руины гостиницы «Бейлер» (Дворец труда после революции).
1944 год Руины гостиницы «Бейлер» (Дворец труда после революции).

Море, то яркое, то туманное и даже яростное - другая сторона. Режиссер ввел стихию как полноценного участника. Словно ревущие волны - символ тех невзгод, которые предстоят героям.

кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
В жизни у нас было еще много экзаменов, но сдавали мы их не в школе.
Б.Балтер "До свидания мальчики"

Диалоги

Я взял на себя смелость. Совместил писателя Бориса Балтера и режиссера Михаила Калика в некоем творческом диалоге, общении. Каждый из творцов говорит на своем языке. Писатель словами повести, режиссер кадрами.

Я хочу, чтобы всегда было лето, чтобы было тепло, чтобы я была самая красивая и чтобы было весело… И, конечно, чтобы ты всегда был со мной, и чтобы уже прошли три года, и чтобы нам не нужно было расставаться… — Инка посмотрела на меня и рассмеялась.
Б.Балтер "До свидания мальчики"
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

И ты понимаешь Инки не будет на свете, никогда больше не будет.

Слева направо. Володя Белов (Евгений Стеблов), Инка (Наталия Богунова) кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
Слева направо. Володя Белов (Евгений Стеблов), Инка (Наталия Богунова) кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
Многие, кто не знал Витьку, принимали его за грубого, недалекого паренька. На самом же деле коренастый, с квадратным лицом и тяжелым подбородком Витька имел нежнейшую, легко уязвимую душу. Из нас троих он был самым деликатным и бесхитростно-доверчивым.
Б.Балтер "До свидания мальчики"
Слева направо. Витька  Аникин (Михаил Кононов), Володя Белов (Евгений Стеблов), Сашка Кригер (Николай Досталь). кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
Слева направо. Витька Аникин (Михаил Кононов), Володя Белов (Евгений Стеблов), Сашка Кригер (Николай Досталь). кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
- Я всю ночь думал. По-настоящему повезло только мне, — сказал Сашка. — Я чувствую себя перед вами последней сволочью.
— Можешь не чувствовать. Ни я, ни Витька ни при какой погоде не желаем быть докторами. Может быть, ты желаешь? — спросил я у Витьки.
Б.Балтер "До свидания мальчики"
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

Так нам намекнули, что Виктор погиб в Псковской области. Это эпизод из биографии самого Балтера, когда в феврале правда 1942 его дивизия попала в окружение, и он вывел ее из котла. Сашка Кригер как представитель врачебной династии поступил в медицинскую академию. По фамилии понятно, что он еврей. Судя по всему был осужден по делу врачей в 1952-53 гг.

С тех пор как я начал помнить маму, она ходила в тужурке из мягкого коричневого шевро и таком же кепи с широким закругленным козырьком. ... Волосы у мамы наполовину поседели, а лицо покрылось такими же, как на кепи, морщинками.
Б.Балтер "До свидания мальчики"
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

Вот и все. Нет связи с прошлым, духовной пуповины. Осталась только память.

Надежда Александровна, мать Володи (Ангелина Степанова). кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
Надежда Александровна, мать Володи (Ангелина Степанова). кадр из к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

Фильм органичен по кастингу. Начинающие тогда актеры: Михаил Кононов (Витя Аникин), Евгений Стеблов (Володя Белов), Николай Досталь (Саша Кригер), Наталия Богунова (Инна Ильина, подруга Володи), Анна Родионова (Катя, подруга Саши), Виктория Федорова (Женя, подруга Вити). один в один похожи на своих литературных прототипов. Я не могу представить других на их месте.

Володя Белов (Евгений Стеблов), Инка (Наталия Богунова). Съемки  к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
Володя Белов (Евгений Стеблов), Инка (Наталия Богунова). Съемки к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

Передний план. Слева направо. Николай Досталь, Анна Родионова, Михаил Кононов, Виктория Федорова.  Съемки  к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
Передний план. Слева направо. Николай Досталь, Анна Родионова, Михаил Кононов, Виктория Федорова. Съемки к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

А какие прекрасные миниатюры актеров второго плана. Двуличный "Жестянщик" Ефима Копеляна, парикмахер Тартаковский - Иосифа Колина, мама Володи - Ангелины Степановой и десятки других. Это ШКОЛА, настоящая актерская. Люди не играют в кадре, не халтурят, не отрабатывают контракт. Они ЖИВУТ в кадре.

"Жестянщик" (Ефим Копелян),  к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик
"Жестянщик" (Ефим Копелян), к/ф "До свидания, мальчики" 1964 год Мосфильм, режиссер Михаил Калик

Правдивость. Вот, что подкупает в таких шедеврах. И этого чертовски не хватает сейчас.

Ну и как вишенка на торте. Музыка. Бесподобная, проникновенная музыка, откровение, диалог в нотах Микаэла Таривердиева. Это надо слушать и слышать. Какие титаны сотворили кинофильм!

Композитор фильма.  Микаэл Таривердиев
Композитор фильма. Микаэл Таривердиев

Друзья, в связи с нововведениями Дзена выживут лишь те каналы, где есть подписки. Если мой канал Вам интересен я ВЫНУЖДЕН просить вас подписаться и порекомендовать его другим подписчикам. Спасибо за понимание!

Спасибо за прочтение. Канал развивается, когда есть активность. Если не сложно, поставьте палец вверх или подпишитесь. И будет Вам счастье! Гарантирую. Всех благ!

Другие публикации канала Перезагрузка в 40:

Вечная молодость? Да запросто

Куда уходит детство, или избитый Буратино

Павлики Морозовы с чипированными собаками

Любовь поперек строк

Даже, если ты гений - проверяй решение

Мюльфиртельская охота на зайцев или соблюдение высших ценностей

Мистическая дверь в мир комфорта

Принцип дворника, идея на миллион

Кривая судьба