Я очень люблю кельтские легенды и предания. Сказания саксов люблю не меньше, а одно всегда вытекало из другого, поэтому любовь ко всему староанглийскому у меня просто огромная. Вот и фильм Дэвида Лоури я включал с надеждой не просто на отличную картинку, но и на действительно нетривиальный авторский взгляд на одну из старейших легенд английских земель. Итак.
Начну с того, что я никак не ожидал увидеть в роли сакса Гавейна индийца (пусть и британского происхождения). Нет, играет он великолепно, но, всё-таки, я за историческую точность, пусть даже речь идёт о деконструктивном подходе к киноизложению старой английской легенды. Ну тут, как говорится, из песни слов не выкинешь, имеем то, что имеем. Фильм, безусловно, шикарен. Я в целом о картинке и об актёрской игре. Вообще, легенды кельтов, так же как и предания/былины саксов, весьма сложны для первичного понимания: насыщенные максимальным количеством аллегорий, олицетворений, метафор, они напоминают многослойный пирог, который ну очень красивый, однако за раз на съешь. Вот и в версии Лоури всё практически так же (что лично мне непонятно, ведь Лоури - американец, однако ему удался чисто английский фильм).
Синопсис: Гавейн, рыцарь Круглого стола, принимает вызов некоего Зелёного Рыцаря, явившегося на рождественское пиршество в замок короля Артура ('некоего' - потому что в разных источниках он представляется разными персонажами, в данном фильме его личность не раскрывается). Рыцарь бросает вызов любому, кто отважится вступить с ним в поединок, и если вызвавшийся победит его, то через год он должен будет явиться в зелёную часовню, чтобы Рыцарь смог нанести ответный удар. Вызов принимает Гавейн. Он отсекает голову Зелёному Рыцарю, который безропотно позволяет сделать это, ни разу не сопротивляясь в этом странном поединке. Отрубленная голова рыцаря сообщает Гавейну, что рыцарь будет ждать его через год и один день (в Рождество следующего года) в зелёной часовне, чтобы взять реванш. Что ж, Гавейн вызов принял, значит, условие должно быть соблюдено. Далее, по истечению года, Гавейн отправляется на поиски той самой зелёной часовни. И вот тут Лоури начинает рассказывать свою историю, надстраивая поверх старого предания новые интерпретации.
Здесь я прибегну к колоде Таро(т), чтобы объяснить то, что я увидел на экране (нет, я не верю в то, что картонные карточки с рисунками могут предсказывать судьбу и рассказывать будущее, но в этой колоде есть много психологии, что как раз прекрасно объясняет этот фильм). Поехали.
Гавейн уезжает из города, чтобы найти зелёную часовню и принять свою судьбу. Это - карта номер ноль в колоде Таро(т), первый Старший Аркан, на котором изображён Шут/Дурак, отправляющийся в дорогу навстречу неминуемому (или вполне себе избегаемому: на что человеку воля, как не для принятия, в том числе, ключевых решений). Шут не знает, что ждёт его впереди, вот и Гавейн отправляется в неизвестность.
Встретив на своём пути лесного разбойника, который претворился жертвой обстоятельств, Гавейн становится жертвой Рыцаря Жезлов, который знаменует слепое стремление к своей цели любыми путями. Мародёр в данном случае - это начало инициации обряда умирания, это обратная сторона Зелёного Рыцаря, Бредбредла, который, в свою очередь, является самой Смертью, тринадцатым старшим Арканом колоды Тарот(т). Обобрав Гавейна до нитки (и, главное, забрав секиру Зелёного Рыцаря, которую Гавейн по праву получил от последнего в результате победы в поединке), оставив в лесу связанным, разбойник и его сообщники уходят в неизвестном направлении.
Лоури показывает связанного Гавейна, пытающегося выбраться из разбойничьих пут; камера делает круг по поляне, возвращаясь к Гавейну, превратившегося в скелет (снова Смерть). Ещё один круг камеры - и мы видим ползущего к мечу Гавейна, который не оставил попыток освободиться и не покоряться злой воле. Это - Повешенный, Двенадцатый Старший Аркан, который символизирует состояние незнания, сомнения, а вместе с тем - разрешения трудных ситуаций, выбранное решение.
Продолжая своё вынужденное путешествие, Гавейн находит старый дом, в котором никого нет. Он пытается устроиться на ночлег, но его тревожит некая девушка. Впоследствии, Гавейн выясняет, что это дух святой Винифриды, девушки, которую обезглавили, а голову бросили в ручей. Она просит Гавейна найти и принести её голову в обмен на её благоволение. Гавейн проходит и это испытание. Святая Винифрида здесь выступает в качестве Верховной Жрицы колоды, которая ставит перед Гавеем субзадачу и возвращает гармонию тела и души, соединяя потерянное со страждущим. Утром секира Зелёного Рыцаря возвращается к Гавейну.
Он движется дальше, но уже в компании лисицы: здесь нет намёков на колоду Таро(т), но есть метафора хитрости и ума. Лисица здесь - это месседж неизбежного главному герою.
Следующая инициация - проникновение в сферы подсознательного: Гавейн съедает неизвестные грибы, остановившись в пещере на ночь. Скорее всего вследствие действия этих галлюциногенных грибов, Гавейн видит женщин-великанов, бредущих через горы (этот момент можно трактовать как важную историческую веху, которая показывает нам важность матриархального периода в общечеловеческой истории; кстати, мать Гавейна по версии Лоури была могущественной ведьмой, которая и вызвала Зелёного Рыцаря, чтобы столкнуть с ним своего сына и кардинально изменить его жизнь).
Гавейн пробирается сквозь скалистую местность и натыкается на замок четы, которой являются Лорд и Леди, интерпретирующиеся мной как Император и Императрица колоды Таро(т).
Лорд радушен, щедр, ответственен за себя, свою супругу и имение. Это говорит о его зрелости и метущийся Гавейн выглядит на его фоне достаточно жалко. Леди, помимо того, что умна и красива - настоящая хозяйка замка, которая, ко всему прочему, ещё и достаточно раскрепощена в нравах, что для Англии того времени является весьма шокирующим и непозволительным. Здесь мы можем видеть чувственную и сексуальную игру, устроенную супругами. В одно из утр Леди посещает спящего Гавейна в его комнате, возбуждает его и мастурбирует его пенис, доводя до эякуляции, следы которой оказываются на защитном поясе, который в начале путешествия ему подарила мать и который у него забрал малолетний мародёр (но точно такой же пояс ему подарила Леди; это ещё один намёк на разделение жизни Гавейна до и после). За этим действом наблюдала старая леди, так же живущая в замке, но где бы она не появлялась, на глазах её мы всегда видим повязку - это Аркан Умеренность, которая постоянно игнорируется Гавейном. Случившееся заставляет Гавейна покинуть имение супругов и бежать в лес, вспомнив о своей цели. В лесу он пересекается с Лордом, который просит вернуть его то, что он взял в его замке. С этими словами он целует Гавейна в губы. Бисексуальность Лорда - намёк на андрогинность (двойственность), выборность, с которой Гавейн уже встречался на своём пути в зелёную часовню.
И тут снова мы видим лисицу, которая говорит с Гавейном на человеческом (английском) языке. Она просит его вернуться домой, не искушать судьбу (не дразнить Дьявола, если быть точнее; лисица как раз и является этим Старшим Арканом: искушение вернуться, соблазн бросить всё из трусости, малодушия и тихой бестолковой жизни). Гавейн гонит лису прочь.
Добравшись до часовни, Гавейн готов принять неизбежное. Рыцарь тоже готов к ответному удару. Однако, как оказывается, Гавейн слишком труслив, чтобы достойно ответить на вызов, брошенный Зелёным Рыцарем год назад. Он убегает из часовни, возвращается в Камелот, где Артут передаёт ему власть. Гавейн становится новым королём. Но с тех пор его жизнь полна страданий: народ не любит его; свадьба на знатной леди из банального расчёта не приносит ничего, кроме пустоты; сын, который был подарен ему любимой женщиной, от которой он отказался в пользу короны, погибает в бою; царство Гавея рушится, и он сам, сняв защитный зелёный пояс, лишается головы. Но всё это - лишь видение: очнувшись, Гавейн понимает, что он всё ещё под занесённым топором Зелёного Рыцаря. Он снимает защитный пояс и говорит Рыцарю, что готов к удару. Зелёный Рыцарь наклоняется к его лицу и хвалит за мужество и стойкость, а потом произносит: 'А теперь - голову долой!'
Зритель не увидит продолжения. Лоури оставил нам лишь тёмный экран и мысль: получил ли Гавейн прощение Зелёного Рыцаря или же, согласно вызову, Рыцарь обезглавил его?
Напомню, что фильм - это вольная постановка средневекового повествования неизвестного автора. И если вам станет скучно в самом начале - смело жмите на кнопку 'стоп'. Если же вы готовы отправиться в путь вместе с Гавейном, насладиться прекрасными английскими ландшафтами и встать перед выбором, как и главный герой - вперёд, разочарованы вы не будете ни в коем случае!
#гавейн #лоури #зелёный_рыцарь #зелёныйрыцарь #thegreenknight