Найти в Дзене

'Легенда о Зелёном Рыцаре' сквозь Таро и современные интерпретации

'Легенда О Зелёном Рыцаре' (2021). Режиссёр: Дэвид Лоури. В главных ролях: Дев Патель и Алисия Викандер.
'Легенда О Зелёном Рыцаре' (2021). Режиссёр: Дэвид Лоури. В главных ролях: Дев Патель и Алисия Викандер.

Я очень люблю кельтские легенды и предания. Сказания саксов люблю не меньше, а одно всегда вытекало из другого, поэтому любовь ко всему староанглийскому у меня просто огромная. Вот и фильм Дэвида Лоури я включал с надеждой не просто на отличную картинку, но и на действительно нетривиальный авторский взгляд на одну из старейших легенд английских земель. Итак.

Сквозь сумрак королевской залы не видно, но рыцарь действительно зелёный
Сквозь сумрак королевской залы не видно, но рыцарь действительно зелёный

Начну с того, что я никак не ожидал увидеть в роли сакса Гавейна индийца (пусть и британского происхождения). Нет, играет он великолепно, но, всё-таки, я за историческую точность, пусть даже речь идёт о деконструктивном подходе к киноизложению старой английской легенды. Ну тут, как говорится, из песни слов не выкинешь, имеем то, что имеем. Фильм, безусловно, шикарен. Я в целом о картинке и об актёрской игре. Вообще, легенды кельтов, так же как и предания/былины саксов, весьма сложны для первичного понимания: насыщенные максимальным количеством аллегорий, олицетворений, метафор, они напоминают многослойный пирог, который ну очень красивый, однако за раз на съешь. Вот и в версии Лоури всё практически так же (что лично мне непонятно, ведь Лоури - американец, однако ему удался чисто английский фильм).

Синопсис: Гавейн, рыцарь Круглого стола, принимает вызов некоего Зелёного Рыцаря, явившегося на рождественское пиршество в замок короля Артура ('некоего' - потому что в разных источниках он представляется разными персонажами, в данном фильме его личность не раскрывается). Рыцарь бросает вызов любому, кто отважится вступить с ним в поединок, и если вызвавшийся победит его, то через год он должен будет явиться в зелёную часовню, чтобы Рыцарь смог нанести ответный удар. Вызов принимает Гавейн. Он отсекает голову Зелёному Рыцарю, который безропотно позволяет сделать это, ни разу не сопротивляясь в этом странном поединке. Отрубленная голова рыцаря сообщает Гавейну, что рыцарь будет ждать его через год и один день (в Рождество следующего года) в зелёной часовне, чтобы взять реванш. Что ж, Гавейн вызов принял, значит, условие должно быть соблюдено. Далее, по истечению года, Гавейн отправляется на поиски той самой зелёной часовни. И вот тут Лоури начинает рассказывать свою историю, надстраивая поверх старого предания новые интерпретации.

Гавейн и Эссель. Он хочет царствовать, он хочет любить. Увы, одно противоречит другому
Гавейн и Эссель. Он хочет царствовать, он хочет любить. Увы, одно противоречит другому

Здесь я прибегну к колоде Таро(т), чтобы объяснить то, что я увидел на экране (нет, я не верю в то, что картонные карточки с рисунками могут предсказывать судьбу и рассказывать будущее, но в этой колоде есть много психологии, что как раз прекрасно объясняет этот фильм). Поехали.

Гавейн уезжает из города, чтобы найти зелёную часовню и принять свою судьбу. Это - карта номер ноль в колоде Таро(т), первый Старший Аркан, на котором изображён Шут/Дурак, отправляющийся в дорогу навстречу неминуемому (или вполне себе избегаемому: на что человеку воля, как не для принятия, в том числе, ключевых решений). Шут не знает, что ждёт его впереди, вот и Гавейн отправляется в неизвестность.

Барри Кеоган в роли мародёра (ну и попутно Рыцарь Жезлов в моём рассказе)
Барри Кеоган в роли мародёра (ну и попутно Рыцарь Жезлов в моём рассказе)

Встретив на своём пути лесного разбойника, который претворился жертвой обстоятельств, Гавейн становится жертвой Рыцаря Жезлов, который знаменует слепое стремление к своей цели любыми путями. Мародёр в данном случае - это начало инициации обряда умирания, это обратная сторона Зелёного Рыцаря, Бредбредла, который, в свою очередь, является самой Смертью, тринадцатым старшим Арканом колоды Тарот(т). Обобрав Гавейна до нитки (и, главное, забрав секиру Зелёного Рыцаря, которую Гавейн по праву получил от последнего в результате победы в поединке), оставив в лесу связанным, разбойник и его сообщники уходят в неизвестном направлении.

Гавейн. Трусливо сдавшийся разбойникам, но не отступившийся от цели
Гавейн. Трусливо сдавшийся разбойникам, но не отступившийся от цели

Лоури показывает связанного Гавейна, пытающегося выбраться из разбойничьих пут; камера делает круг по поляне, возвращаясь к Гавейну, превратившегося в скелет (снова Смерть). Ещё один круг камеры - и мы видим ползущего к мечу Гавейна, который не оставил попыток освободиться и не покоряться злой воле. Это - Повешенный, Двенадцатый Старший Аркан, который символизирует состояние незнания, сомнения, а вместе с тем - разрешения трудных ситуаций, выбранное решение.

Продолжая своё вынужденное путешествие, Гавейн находит старый дом, в котором никого нет. Он пытается устроиться на ночлег, но его тревожит некая девушка. Впоследствии, Гавейн выясняет, что это дух святой Винифриды, девушки, которую обезглавили, а голову бросили в ручей. Она просит Гавейна найти и принести её голову в обмен на её благоволение. Гавейн проходит и это испытание. Святая Винифрида здесь выступает в качестве Верховной Жрицы колоды, которая ставит перед Гавеем субзадачу и возвращает гармонию тела и души, соединяя потерянное со страждущим. Утром секира Зелёного Рыцаря возвращается к Гавейну.

Он движется дальше, но уже в компании лисицы: здесь нет намёков на колоду Таро(т), но есть метафора хитрости и ума. Лисица здесь - это месседж неизбежного главному герою.

Следующая инициация - проникновение в сферы подсознательного: Гавейн съедает неизвестные грибы, остановившись в пещере на ночь. Скорее всего вследствие действия этих галлюциногенных грибов, Гавейн видит женщин-великанов, бредущих через горы (этот момент можно трактовать как важную историческую веху, которая показывает нам важность матриархального периода в общечеловеческой истории; кстати, мать Гавейна по версии Лоури была могущественной ведьмой, которая и вызвала Зелёного Рыцаря, чтобы столкнуть с ним своего сына и кардинально изменить его жизнь).

Гавейн пробирается сквозь скалистую местность и натыкается на замок четы, которой являются Лорд и Леди, интерпретирующиеся мной как Император и Императрица колоды Таро(т).

Гавейн и Леди: сомнение и чувственность
Гавейн и Леди: сомнение и чувственность

Лорд радушен, щедр, ответственен за себя, свою супругу и имение. Это говорит о его зрелости и метущийся Гавейн выглядит на его фоне достаточно жалко. Леди, помимо того, что умна и красива - настоящая хозяйка замка, которая, ко всему прочему, ещё и достаточно раскрепощена в нравах, что для Англии того времени является весьма шокирующим и непозволительным. Здесь мы можем видеть чувственную и сексуальную игру, устроенную супругами. В одно из утр Леди посещает спящего Гавейна в его комнате, возбуждает его и мастурбирует его пенис, доводя до эякуляции, следы которой оказываются на защитном поясе, который в начале путешествия ему подарила мать и который у него забрал малолетний мародёр (но точно такой же пояс ему подарила Леди; это ещё один намёк на разделение жизни Гавейна до и после). За этим действом наблюдала старая леди, так же живущая в замке, но где бы она не появлялась, на глазах её мы всегда видим повязку - это Аркан Умеренность, которая постоянно игнорируется Гавейном. Случившееся заставляет Гавейна покинуть имение супругов и бежать в лес, вспомнив о своей цели. В лесу он пересекается с Лордом, который просит вернуть его то, что он взял в его замке. С этими словами он целует Гавейна в губы. Бисексуальность Лорда - намёк на андрогинность (двойственность), выборность, с которой Гавейн уже встречался на своём пути в зелёную часовню.

И тут снова мы видим лисицу, которая говорит с Гавейном на человеческом (английском) языке. Она просит его вернуться домой, не искушать судьбу (не дразнить Дьявола, если быть точнее; лисица как раз и является этим Старшим Арканом: искушение вернуться, соблазн бросить всё из трусости, малодушия и тихой бестолковой жизни). Гавейн гонит лису прочь.

Зелёный Рыцарь? Нет, Тень Короля Артура
Зелёный Рыцарь? Нет, Тень Короля Артура

Добравшись до часовни, Гавейн готов принять неизбежное. Рыцарь тоже готов к ответному удару. Однако, как оказывается, Гавейн слишком труслив, чтобы достойно ответить на вызов, брошенный Зелёным Рыцарем год назад. Он убегает из часовни, возвращается в Камелот, где Артут передаёт ему власть. Гавейн становится новым королём. Но с тех пор его жизнь полна страданий: народ не любит его; свадьба на знатной леди из банального расчёта не приносит ничего, кроме пустоты; сын, который был подарен ему любимой женщиной, от которой он отказался в пользу короны, погибает в бою; царство Гавея рушится, и он сам, сняв защитный зелёный пояс, лишается головы. Но всё это - лишь видение: очнувшись, Гавейн понимает, что он всё ещё под занесённым топором Зелёного Рыцаря. Он снимает защитный пояс и говорит Рыцарю, что готов к удару. Зелёный Рыцарь наклоняется к его лицу и хвалит за мужество и стойкость, а потом произносит: 'А теперь - голову долой!'

Мыслительная дуальность Гавея - краеугольный камень всего фильма
Мыслительная дуальность Гавея - краеугольный камень всего фильма

Зритель не увидит продолжения. Лоури оставил нам лишь тёмный экран и мысль: получил ли Гавейн прощение Зелёного Рыцаря или же, согласно вызову, Рыцарь обезглавил его?

Напомню, что фильм - это вольная постановка средневекового повествования неизвестного автора. И если вам станет скучно в самом начале - смело жмите на кнопку 'стоп'. Если же вы готовы отправиться в путь вместе с Гавейном, насладиться прекрасными английскими ландшафтами и встать перед выбором, как и главный герой - вперёд, разочарованы вы не будете ни в коем случае!

#гавейн #лоури #зелёный_рыцарь #зелёныйрыцарь #thegreenknight