Всем привет, на связи Неоновый Герой. Есть у меня традиция: каждый год, 31 декабря на зимние праздники пересматривать первую часть "Крепкого Орешка" и переигрывать в первую часть Max Payne. Для меня что первое, что второе произведение имеют чисто рождественскую атмосферу, хоть и кардинально отличаются друг от друга. И если про "Крепкого Ореха" я уже рассказывал в одной из своих ранних статей, то сейчас хочу поведать о шедевре игровой индустрии, иконе боевиков от третьего лица. И это первая часть Max Payne.
Всё началось в середине девяностых, когда финская компания Remedy запилила свой первый проект: аркадные гоночки Death Rally, а впоследствии создали Final Reality - тест для видеокарт на основе популярной тогда культуре создания демосцен. Тем самым, финны заявили о себе, что привлекло внимание многих компаний, выпускающих игры, таких как 3D Realms. Финны начали разработку нового проекта: шутера от третьего лица, напоминающего концепцией Tomb Raider, только вместо Лары Крофт игрок должен был бы играть за брутального мужчину по имени Алекс Кейси, а атмосфера должна была напоминать фильм "Бегущий по лезвию". От этой концепции впоследствии отказались, как, собственно, и от названий: "Gun Com" и "Dark Justice". Из вымышленного города действие игры перенеслось в реальный Нью-Йорк, а мультяшный дизайн персонажей и окружения стал более реальным. Для более атмосферной картинки, разработчики использовали реальные оцифрованные фотографии, что сделало графику в игре весьма реалистичной. Но самое главное: атмосфера депрессивного и нуарного окружения наряду с ураганными перестрелками и кинематографическими приёмами сделали своё дело - и первый Max Payne - это культовая игра, шедевр на все времена, несмотря на то, что сюжетная фабула сводится к банальной истории мести.
Итак, Нью-Йорк, наши дни. Жуткая снежная буря. В воздухе витают сирены полицейских машин. На крыше одного из небоскрёбов стоит одинокий мрачный человек со снайперской винтовкой в руках и вспоминает события минувших трёх дней. Его зовут Макс Пэйн, и когда-то он был хорошим полицейским, у Макса была любящая его жена и маленькая дочка, домик в пригороде Нью-Джерси - Американская Мечта во плоти. Однако, вернувшись одним вечером домой, Макс обнаруживает свою семью убитыми какими-то наркоманами, а в его гостиной намалёвана угрожающая чёрная буква V. Пытаясь узнать о том, по чьей вине была убита его семья, Макс переводится в отдел по борьбе с наркотиками и внедряется в одну из мафиозных семей Нью-Йорка. Так он узнаёт о наркотике "Валькирин", который вызывает жуткие галлюцинации. Повествование начинается в момент, когда друг Макса Алекс Балдер просит встречи на станции "Роско Стрит". Макс прибывает туда, однако Алекса убивают, соответственно вину на убийство вешают на главного героя. Одинокий и обозлённый Макс Пэйн начинает вендетту против криминального мира, ибо терять ему уже нечего.
Max Payne - это ода нуарным произведениям. Здесь есть мрачный и грязный Нью-Йорк, окутанный снегом, практически все персонажи - полные ублюдки и сволочи, да и главный герой не кажется рыцарем в сверкающих доспехах. Макс Пэйн - это образец загнанного и уставшего бывшего копа, на которого спустили всех собак, однако он идёт по трупам, не особо задумываясь о последствиях: ведь та прошлая жизнь копа, когда всё было для него в рамках закона и порядка, прошла, и в жизни Макса осталась лишь только холодная месть. Он потерял всё, что было ему дорого, и поэтому терять ему нечего. Кроме того, так как повествование ведётся с ретроспективы главного героя(т. е воспоминаний), Макс Пэйн постоянно вставляет саркастические замечания и, кроме того, пользуется поэтичными метафорами. Многие из фраз Макса стали крылатыми и запоминающимися.
- В стране слепых, одноглазый - король!
- Он пытался купить ещё немного песка в песочные часы своей жизни. Но я ничего ему не продал!
- Твои права тебе зачитают на твоих похоронах!
и так далее.
Помимо этого, большинство сюжетных событий подаются игроку в виде графических комиксов, что несколько роднит Max Payne с графическими нуарными романами вроде "Города Грехов" Марка Миллера. Атмосфера депрессии и меланхолии Нью-Йорка в игре передана просто отлично.
Однако, если сюжет и окружение были вдохновлены нуарными произведениями, то вот экшен и перестрелки были сделаны под вдохновлением гонконгских боевиков Джона Ву. Продвигаясь по мрачным трущобам Нью-Йорка игрок то и дело цитирует многие сцены из оных: "Круто Сваренные", "Наёмный Убийца", "Пуля в Голове", "Светлое Будущее". Во время перестрелок адреналин кипит, пули и гильзы разлетаются во все стороны, бьются стёкла, штукатурка и прочие предметы окружения, и, что немаловажно - они остаются лежать там, где положено, и никуда не исчезают, стоит только Максу отвернуться. Но, главная фишка игры - пресловутый рапид, он же Bullet Time. Тогда в далёком 2001 в играх это было вполне в диковинку, да и в кинематографе Голливуда только-только был продемонстрирован в фильме "Матрица". Причём и Max Payne и "Матрица" вдохновлялись как раз таки фильмами Джона Ву. Кроме того Remedy сделали хорошую отсылку на фильм ближе к концу игры, а дизайн убийц в костюмах (Killer suits) был во многом основан на Агентах из "Матрицы".
Однако, остаётся вопрос: почему первый Max Payne стал культовой вещью? Ответ прост: потому что Remedy, в условиях огранниченности бюджета создавали каждый аспект своего детища с любовью. Денег было настолько мало, что в главной роли Макса снялся сценарист игры Сэм Лэйк, и эта его фирменная улыбка стала весьма узнаваемой среди игроков по всему миру. А в других ролях снялись разработчики, родственники и родственники родственников.... Max Payne очень внимательна к деталям: в игре можно взаимодействовать с предметами, вроде включить или выключить кран в кухне, или сыграть на рояле. Мелочь, в общем-то, ненужная, а всё равно приятно. Несмотря на то, что огнестрельного оружия мало, все они культовые, а кожух у пистолета "Беретта" исправно двигается во время стрельбы. Max Payne - это неплохой левел-дизайн. Каждый уровень интересен по своему и различается разными условиями и задачами. Макс Пейн побывает в трущобах Нью-Йорка, многоуровневой парковке, особняке мафиози, большом порту, а между уровнями придётся побродить в сумбурных и жутковатых кошмарах главного героя, где в одном из эпизодов Макс узнает, что, оказывается, он - персонаж компьютерной игры. Max Payne - это вершина кинематографических боевиков эпохи девяностых. Каждая перестрелка уникальна по своему: чем дальше герой продвигается по сюжету, тем сложнее и опаснее попадаются враги, от бандитской шпаны с пистолетами до хорошо обученных спецназовцев с парочкой гранат и штурмовыми винтовками наперевес.
Я люблю эту игру и стабильно перепрохожу на каждые новогодние праздники. Несмотря на то, что она изучена вдоль и поперёк, и многие сложные моменты уже проходятся чуть ли не с первой попытки, я каждый раз возвращаюсь к ней. Потому как Max Payne - это качественный продукт, атмосферой которого пропитываешься полностью, если он зацепил тебя при первом прохождении. Да, сюжетная фабула проста, но она отлично срежиссирована и обыграна. Max Payne - отличный пример того, как при небольшом бюджете, но при любви разработчиков к своему делу, получается действительно стоящий продукт. И если вы не играли в первую часть "Макса" или же хотели бы освежить память - самое время!
На этом на сегодня всё. Пишите в комментариях, хотели ли бы вы услышать про вторую часть Max Payne. А я с вами прощаюсь, до скорого!
#Max payne #культовые компьютерные игры #шутеры от третьего лица #Макс Пэйн