В начале XVIII столетия, место, которое сейчас занимает крупный жилой массив Приморского района, известный петербуржцам как Комендантский аэродром, по повелению Петра I было в 1710 году выделено в пользование коменданта Петропавловской крепости Роберта Брюса как дополнение к жалованию.
На месте, где сейчас располагается железнодорожная станция «Новая деревня» и находилась «Комендантская дача» Роберта Брюса.
К даче примыкало большое поле, которое стали называть «Комендантской дачей», по принадлежности к коменданту Петропавловской крепости, а позднее «Комендантским полем».
Даже в XIX в. эта территория практически пустовала, была дальними задворками Санкт-Петербурга.
Но в историю Санкт-Петербурга, да и всей России это место вошло под названием «Комендантский аэродром».
Именно здесь рождалась русская авиация.
В 1908 году в Санкт-Петербурге был образован Императорский Всероссийский аэроклуб, для испытательных полетов использовался Коломяжский ипподром.
В мае 1910 года на ипподроме проходила первая в России Авиационная неделя.
Однако поле ипподрома было не приспособлено для обеспечения полетов, поэтому в 1910 было предложено использовать для этих целей пустующее Комендантское поле.
За небольшой промежуток времени Комендантское поле превратилось в аэродром, на котором были построены ангары для техники, подведены подъездные пути, трибуны для зрителей.
Открытие аэродрома произошло в сентябре 1910 года и было приурочено к Всероссийскому празднику воздухоплавания.
В нем участвовали только русские авиаторы.
Интерес жителей Санкт-Петербурга к Всероссийскому празднику воздухоплавания был необычаен, билеты на него были распроданы задолго до открытия праздника.
Популярность первых российских авиаторов в то время, можно сравнить с именами первых космонавтов.
В показательных полетах участвовали – М.Н. Ефимов, Л.М. Мациевич, Н.Е. Попов, В.А. Лебедев, Г.С. Сегно, Б.В. Матыевич-Мациевич, Г.В. Пиотровский, А.А. Кузьминский.
Но Всероссийский праздник воздухоплавания омрачила гибель знаменитого русского авиатора, ставшего любимцем публики, капитана морского флота Льва Макаровича Мациевича.
Это была первая авиакатастрофа в истории Российской авиации.
Когда хоронили Льва Макаровича Мациевича, был запружен весь Невский проспект, эта трагедия вызвала потрясение у всех.
Похоронен Лев Мациевич на Никольском кладбище Александро -Невской лавры.
Память о Мациевиче сохранилась до нашего времени, на месте гибели авиатора сохранился Памятный знак, он находится в сквере между домами № 11 и № 13 по Аэродромной улице.
В мае 1912 года на Комендантском аэродроме открылась авиационная школа Всероссийского аэроклуба.
С этого аэродрома был совершен первый в истории России беспосадочный перелет из Санкт-Петербурга в Гатчину.
Полет длился целый час.
Исходя из наших познаний о возможностях современной авиационной техники, когда за час из Санкт-Петербурга можно долететь до Москвы, этот полет до Гатчины может вызвать улыбку, но в то время это был колоссальный прорыв в развитии авиации.
Рядом с аэродромом в то время располагались небольшие частные мастерские по производству аэропланов.
Слившись, они образовали первое Российского предприятие по производству летательных аппаратов, которое в последствии получило наименование «Ленинградский северный завод».
У истоков этого завода стоял всемирно известный авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский.
Сикорским впервые был сконструирован тяжелый многомоторный аэроплан «Илья Муромец».
С этого аэродрома 29 марта 1918 был совершен первый в России официальный рейс воздушной почты из Петрограда в Москву.
С этого аэродрома поднимали в воздух самолеты В.П. Чкалов и М.В. Водопьянов.
Неоценимую роль Комендантский аэродром сыграл во время Ленинградской блокады.
На нем базировались полки истребительной авиации.
Кроме того, это была единственная воздушная дорога, которая соединяла осажденный Ленинград с Большой землей.
На него приземлялись самолеты, привозившие продовольствие и увозившие на Большую землю ленинградцев.
С 1963 г. полеты с Комендантского аэродрома прекратились.
И на его территории стали появляться первые строения нового жилого района.
Более тридцати лет назад, когда мы переехали в этот микрорайон, наш дом был последним на проспекте Королева, за ним были поля совхоза и лес.
Сейчас все это застроено новыми благоустроенными домами, и трудно представить, что когда то, здесь не было станций метро, да и автобусы ходили с большими перерывами.
Топонимика микрорайона сохранила память о истории аэродрома в названиях улиц и проспектов: проспект Испытателей, Комендантский проспект, Парашютная улица, Аэродромная улица, проспект Королева, улица Шаврова, улица Уточкина, Туполевская улица, улица Ильюшина, Планерная улица, Арцеуловская аллея.