В России мы привыкли к "Газелям" и ПАЗикам, работающим в качестве маршрутных такси в городах и на небольшие междугородние расстояния. В Узбекистане в этом плане все намного интереснее. В качестве маршруток здесь ездят Шевроле Дамасы — эдакие гибриды Матиза и Газели, больше похожие все-таки на микролитражку, чем на полноценный автобус.
Причем эти чудо-агрегаты продаются до сих пор, производят их на узбекском заводе Шевроле в Ферганской области. Стоит такой фургончик около 75 миллионов сум, то есть примерно 550 тысяч рублей. Вполне бюджетно для коммерческого транспорта, согласитесь? У нас альтернативой подобному фургончику будет, пожалуй, Лада Ларгус с третьим рядом сидений, которая стоит дороже чуть ли не вдвое.
Вообще Дамас — это жуткая древность в плане технологий автомобилестроения. Посудите сами: под капотом здесь стоит 800-кубовый трехцилиндровый двигатель, удивительно похожий на тот, что ставился на Матизы. Только здесь он используется в дефорсированном варианте с отдачей 38 лошадиных сил. Позволю себе напомнить, что в салон Дамаса может поместиться семь человек: два места спереди, три в основном пассажирском ряду и еще два сзади.
В Узбекистане же на рейсы Дамасы выходят в основном с восьмиместной загрузкой: на задний ряд тоже сажают троих. Вы представляете, какую поразительную динамику демонстрирует Дамас, если 38-сильному моторчику приходится везти восемь человек, у каждого из которых еще может быть с собой по сумке багажа? Сказать, что он не едет, значит ничего не сказать. В технических характеристиках заявлена максимальная скорость в 105 км/час, но я уверен, что при полной загрузке салона этот агрегат разгонится хорошо если до восьмидесяти.
Как вы думаете, за сколько Дамас делает первую сотню? Ну, в том случае, если он все-таки разгонится до этой скорости;) Есть варианты?
За 41 секунду! Вы знаете хоть один автомобиль, который был бы настолько медленным? Причем Дамас нельзя считать в полной мере автобусом, так что сравнивать его приходится с другими семиместными фургончиками, которые по динамике обычно не сильно уступают своим пятиместным собратьям. Добавим к этому заднюю зависимую подвеску на рессорах, задний привод и задние барабаны, и получаем очень дешевый, практически неубиваемый агрегат с одним большим минусом: ездить на дальние расстояния в нем просто невыносимо...
В Узбекистане Дамасы ездят обычно на небольшие расстояния в качестве пригородных маршруток. По городу ходят автобусы большего размера, а вот из города в пригороды ездят частные Дамасы. Но представьте, каково это – проехать на таком чуде техники расстояние в пятьдесят километров, когда он забит под завязку? Длина кузова немногим больше 3,8 метров, то есть по суди это длина хэтча В-класса. И ведь никто не планирует вмещать в Рено Сандеро или в Мини Хэтч восемь человек, а для узбекских Дамасов такая загрузка абсолютно нормальна.
И самое интересное в том, что эти автомобили до сих пор покупают, потому что для коммерческих перевозок это самое выгодное решение. Стоит недорого, конструкция жутко архаичная, зато ремонтопригодная и сравнительно надежная, а дискомфорт пассажиров компенсируется невысокой стоимостью проезда. Вроде бы все довольны, но все равно 38 лошадиных сил на восемь человек — это, как мне кажется, совсем из области фантастики...
Как вам узбекские маршрутки? Не думаю, что хотели бы на такой прокатиться;)