Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

За что ругали комедию Э. Рязанова «Человек ниоткуда»

«Новая кинокомедия Эльдара Рязанова «Человек ниоткуда», поставленная им по сценарию Л. Зорина, задумана как оригинальная комическая фантазия, где главным лицом является человек по имени Чудак — представитель несуществующего племени тайн. Словом, «снежный человек», который попадает в наш мир, в Москву, и с ним происходят всяческие приключения.

Что же, без фантазии не может быть и комедии. В любом комическом произведении должна быть хорошая выдумка. На основе фантастических сюжетов написаны прекрасные комедии и Гоголем и Гоцци. И тут у меня к авторам картины нет претензий.

-2

Но чему же служит в данном случае фантазия, что хотели сказать авторы фильма? Было бы наивно предполагать, что они придумали фантастический сюжет только для того, чтобы позабавить зрителей невероятными эксцентрическими проделками дикаря, попавшего в цивилизованный мир. Нет, они, видимо, имели свои цели.

Воспользовавшись сказочно-фантастическим сюжетом, авторы кинокомедии хотели выступить в защиту человека, да еще Человека с большой буквы. Весьма похвальное намерение! Только вышло так, что этим человеком стал Чудак, наивный дикарь из племени тапи. А иначе говоря, человек «вообще», не причастный, так сказать, к мирским делам, выходец из «ниоткуда» !

-3

Меня прежде всего огорчает в фильме его целевая абстрактность. Я понимаю, авторы исходили из ситуации: а что будет, ежели к нам, в XX век, придет «снежный человек», что он увидит, как будет себя вести? Если представить себе такую ситуацию, всерьез понятую и всерьез сыгранную, то получится нелепица. В самой ситуации заключено комическое несоответствие, которое всегда служит основой смешного. Но даже и в комическом недоразумении надо находить мысль и идею, которые помогали бы людям видеть уродливое и прекрасное, понимать реальность, как она складывается в жизни. В фильме вышло так, что дикарь из племени тапи и является тем человеком, который может подписаться с большой буквы.

В финале картины Чудак прощается с Владимиром Поражаевым:

— Я приучу орла, и он принесет тебе письмо от меня. Скажи, можно мне подписать его: человек? — спрашивает Чудак, проникновенно глядя на Владимира.

-4

Владимир понимающе смотрит на своего друга.

— Можно,— говорит Владимир.— Только подписывайся с большой буквы.

— Понимаю,— говорит Чудак.— Лишь так и надо писать это слово...

Это воспринимается как откровенность и как итог картины, хотя все события в ней проходят во время сна молодого ученого-антрополога, мечтающего найти «снежного человека».

Режиссер делает немало усилий для того, чтобы фильм воспринимался иронически, не в полный, так сказать, серьез. Дикари из племени тапи танцуют почти пародийные современные танцы, говорят стихами; «людоеды» тоже выглядят пародийно в

своем «людоедстве»; Чудак при виде плохого, но уже «реального» человека готов его съесть.

И все-таки комедии не хватает ясности мысли, когда нет назойливых подсказок режиссера, когда комизм сам по себе развивается по свободным законам комедии. Назойливость переходит в примитивизм, в потерю вкуса именно в трактовке идеи фильма: «снежный человек» — дикарь — оказывается самым симпатичным, самым честным в «реальном» мире, где проявляют свое духовное убожество Крохалевы в разных обличьях.

-5

А наивный Поражаев? Может, он тоже человек с большой буквы? Ведь по ходу событий именно этот персонаж в центре внимания кинокамеры.

Он «нашел» тапи, привел его на улицы Москвы, ищет Чудака по отделениям милиции, выступает на ученом совете и т. д. Он друг и покровитель «человека ниоткуда» . Может, в нем, реальном лице, авторы фильма открыли характер современника? Нет, Поражаев схематичен, хотя его и играет талантливый актер Ю. Яковлев. Этот персонаж лишен комического обаяния, он как бы из другого фильма.

У меня сложилось твердое впечатление: в фильме нет ясности цели и ясности мысли, а потому и нет цельного и единого стиля, То ли это комедия-феерия, то ли мюзик-холльное ревю, когда, например, начинают выплясывать рок-н-ролл уважаемые академики и профессора на ученом совете, а порой и удивительно скучная мелодрама, когда «разыгрывается» треугольник Поражаев — Лена — Крохалев.

-6

Плохо не то, что в картине существуют эти различные стилевые направления. Они могут быть в комедии. Печально, что они не соединяются в единую композицию и разрывают ленту на пестрые клочки, и она не воспринимается как произведение большого искусства. Происходит причудливое смещение реального и фантастического, какое- то неестественное и игрушечное. Сказка вплетается в мир утренней Москвы, выходит на ее улицы, но эти улицы не становятся сказочными; иронически снятые сцены пира «людоедов» — фантастика, но фантастика «бутафорская».

Чудак выделывает на стадионе чудеса эквилибристики, а на улице, увидев милицейскую машину, он радостно кричит: «Моя машина!» (и это очень смешно!), занимает кресло начальника и огорчается, когда ему объясняют, что он больше не начальник, влюбляется в девушку Олю и попадает в больницу, где его лечит Миша, который любит Олю. В поступках Чудака также исчезает «фантастичность», он становится чуть ли не передовым человеком, понимающим, что хорошо и что плохо.

И это «человек из ниоткуда»! Кто он — сказка или реальность? «И то и другое», —улыбаясь, хотят сказать авторы фильма. Когда они улыбаются, я нм верю. Верю потому, что они творят комедию. Но перестаю верить в тех эпизодах, когда они начинают убеждать меня в том, что этот милый и добрый пришелец из ниоткуда и есть... настоящий Человек с заглавной буквы...

-7

Наивность можно простить в комедии. Но нельзя прощать потерю чувства меры как в форме, так и в содержании. К сожалению, Э. Рязанову изменяет это чувство. Он увлекается то обостренным приемом, то фантастикой, а то пародийностью, но не находит единого ритма комедии. И не поэтому ли также так неустойчива картина в главном — в выявлении мысли, содержания.

Конечно, хорошо, если бы у нас появился фильм, где режиссер щедро пользовался бы механикой комического кадра, острым гротеском и гиперболой. Но всегда ли комическая эксцентрика наполнена мыслью? Не пропадает ли она в щедрости кинематографических приемов? И тут вспоминаешь искусство Чарли Чаплина, великого артиста нашего века, умеющего передавать и печальное и смешное в самых неожиданных и самых рискованных комических ситуациях.

А вот когда нет глубины мысли в поисках, тогда и сами поиски теряют свою реальную основу. Тогда картину на современную тему не спасают ни очаровательная фантазия, ни самые сверхсовременные приметы, вроде сигналов спутника или полета космического корабля...

Жаль, что именно с этого неудачного фильма начинается наше знакомство с Сергеем Юрским, молодым артистом Ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького, играющим в фильме роль Чудака. Нам кажется, что в иной ситуации его талант мог бы раскрыться со своей лучшей стороны, как талант, несущий обаяние молодости, ловкости и силы.

То же можно сказать и об артисте Московского театра сатиры Анатолии Папанове, который в фильме играет четыре роли и пытается найти в них истинно комическое.

«Человек ниоткуда» — обидная неудача нашей кинокомедиографии. Искания его создателей не дали тех результатов, которые ждет зритель от веселого жанра кинокомедии» (Цитируется по: Фролов В. И в смешном находить серьезное // Искусство кино. 1961. 11. С. 92-94).