На территории музея Мирового океана, у стенки набережной Петра Великого стоят разные интересные корабли, но вот подводную лодку-музей можно встретить не в каждом городе. Я уже бывал внутри и в первый раз меня поразило, что лодку почти не переделали, а оставили все как есть. От этого её невероятно интересно рассматривать! На сегодняшний день лодка является объектом культурного наследия и стабильно входит в десятку лучших музеев России.
Б-413 была заложена 28 июня 1968 года на "Адмиралтейских верфях" в Ленинграде и относится к проекту 641. Это был один из самых массовых советских проектов дизель-электрических подводных лодок. Всего было построено 75 единиц в том числе 17 единиц на экспорт в дружественные нам Индию, Ливию и Кубу.
8 января 1969 года, после прохождения сдаточных испытаний в городе Северодвинске, лодка была зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в Полярном, куда была приписана вплоть до 1990-го года. После её перевели во владение Балтийскому флоту, поставив на ремонт в латвийском городе Лиепае, но так как у Российского ВМФ не хватало средств на обеспечение ремонта в уже не братской нам стране, лодка в конечном итоге была передислоцирована в Кронштадт.
Ремонт стали проводить в доках Кронштадтского Морского завода, во время которого Черномырдиным решалась судьба лодки и передача ее музею Мирового океана в Калининграде по просьбе тогдашнего министра культуры Дементьевой. Так оно и вышло. В 1999 году лодку отправили в Калининград, где на судоремонтном заводе "Янтарь" её переоборудовали в музей.
О чем нам вещает табличка на корпусе:
Знак о том, что лодка является Морским Наследием России:
А еще лодка- член Сообщества Исторических Морских кораблей:
Что ж, давайте посмотрим, что за музей такой получился, раз входит он в десятку лучших музеев нашей страны.
Платим 300 рублей за вход и проходим через переоборудованный люк для загрузки торпед в Первый отсек.
Первый отсек является носовым торпедным. Здесь мы видим 6 торпедных аппаратов, а по бокам стоят макеты торпед. Подводная лодка могла нести так же торпеды с ядерными боевыми частями. Сами понимаете, вокруг обстановка напряженная, холодная война. А Б-413 принимала участие в походах к Мексиканскому заливу, а также несла боевую службу в так называемой "войне Судного дня" в Средиземном море.
Пример установленной торпеды в торпедном аппарате:
Баллоны с ВВД. ВВД- значит Воздух Высокого Давления:
Различные приборы, назначение которых расскажут лишь подводники:
Подводная лодка- довольно трудное для службы место. Службу приходится нести в стесненных условия вплотную с механизмами:
Проходим во Второй отсек. Даже не проходим, а пролезаем:
Второй отсек- носовой аккумуляторный и жилой:
Лодка — это металлических живой организм, где на маленьком пространстве расположено куча оборудования и "органов" лодки. А люди — это ее кровь и то, что заставляет субмарину оживать.
И чтобы разместить людей приходится идти на различные инженерные ухищрения. Экипаж, к слову, составляет 80 человек и им всем надо где-то находиться.
Рукомойник. Посмотрите как тесно:
А вот каюта командира подводной лодки. Все продумано. Везде шкафчики и ящики:
Каюта офицеров. Офицеры на подводной лодке жили по двое. Всего в команде их было тринадцать:
А это- рубка гидроакустиков:
Наверное, самое большое помещение лодки- кают-компания. Обратите внимание на освещение над столом. Верно, кают-компания в случае необходимости могла использоваться как операционная.
Здесь же на полке инструменты хирурга:
Каюта заместителя командира. На столе лежит кинокамера:
В таких условиях Б-413 совершил рекорд по длительности похода без смены экипажа. 392 день они провели на лодке в Средиземном море. Настоящие космонавты!
Приглашаю в следующий отсек.
Третий отсек, где находится центральный пост и боевая рубка.
А также гальюн. А что, очень важная часть подводной лодки и всем интересно, как он устроен. Листайте вправо:
Переходит дальше и попадаем в Четвертый отсек, кормовой аккумуляторный и жилой. Здесь представлены каюты радиосвязи и камбуз.
Прокладывается курс по карте:
Место боцмана, а возможно и капитан здесь сидит. Это "глаза" подводной лодки. Сюда стекается информация о положении лодки, здесь ходят по приборам!
В ящике у стенки стоит Калашников:
И куча вентилей, чтобы разобраться в которых, нужно долго учиться, доводя это знание до автоматизма.
Рискну предположить, что все они для продувки и затопления балластных цистерн:
Очередной аналоговый сложный прибор. Над ним представлена таблица перестукивания:
Радиостанция:
А вот так выглядит общесудовая телефонная связь:
Я помню, что в 2014-м году в этой подводной лодке можно было залезть в рубку и даже посмотреть в перископ на город! Сейчас, к моему большому сожалению, повесили цепь и пройти к перископу нельзя.
Каюта радиосвязи:
А вот и камбуз!
Рабочее место судового кока:
Каюта командира БЧ-5. Это электромеханическая боевая часть:
Застыл, смотря на фотографию своей команды:
Проходим дальше, в отсек номер пять.
Этот отсек дизельный. Здесь сравнительно много места. До потолка не достанешь!:
Всё в приборах. Даже тиски есть:
Управление:
Куча всего! С непривычки глаза разбегаются:
Узкие коридоры, большие трубы, аккумуляторные батареи:
А вот и сами дизеля. В отсеке три дизеля по 2000 л/с:
Что удивительно, прямо над ними расположены лежанки личного состава. Я в Северодвинске как-то общался с механиком Александром Мамонтовым, он мне рассказывал, что ходил на подводной лодке на Кубу и вот так вот и спал, над дизелем! Железные люди!
Какие-то распорки:
Проходим в следующий отсек. Он будет у нас по счету уже шестым.
Шестой отсек является электромоторным.
В нём размещаются большие аккумуляторные батареи:
А ещё расположен гальюн и душевая. Должно быть здесь всегда во время работы было дико жарко. Особенно во время походов в теплые моря.
Идем дальше. Длинная подводная лодка? Да в общем не такая уж и длинная.
Перед нами люк в последний отсек, седьмой- кормовой торпедный.
Представлен гидрокомбинезон подводника СГП-60 с дыхательным аппаратом:
И еще четыре торпедных аппарата. Сколько их было в первом, носовом отсеке, помните? Правильно, шесть! Всего значит на лодке их 10. И 22 торпеды размещалось на борту.
Внутри торпедного аппарата сделали светодиодную подсветку. Можно заглянуть внутрь. Далекоо:
Ну как вам? Понравилось увидеть быт настоящих суровых подводников? А музей не только о быте, но и об истории подводного флота России, о его подвигах, великих походах, рекордах, трагедиях и горестях.
Я считаю, Б-413 пример отличного и уникального во всех отношениях музея. На сегодняшний день подводную лодку в Калининграде посетило уже более 3 млн человек!
Именно благодаря Б-413 тема подводных лодок как музеев стала очень популярна и аналогичные музеи открылись сейчас в Москве, Петербурге, Тольятти, а скоро встанет в ряды музейных экспонатов и первая советская атомная субмарина К-3 "Ленинский комсомол", которая сейчас проходит ремонт и подготовку в доках Кронштадтского Морского завода. Лично видел! И очень хочу побывать там, как только музей откроется в парке "Остров Фортов".
Всем спасибо за чтение!
Если понравилось, то обязательно подписывайтесь. Вам не сложно, а меня это будет мотивировать писать статьи еще.
Если захотите поехать в Калининград, то билеты лучше брать здесь.
___________
А если не устали читать, про Калининград и окрестности есть еще статьи:
2. Центральный рынок города Калининграда
3. Калининград до Чемпионата Мира
5. Балтийск. Прогулка вдоль берега, деревянный променад и рыбалка
6. Балтийск. Рынок, улицы и прогулка до Приморской бухты
7. Балтийск. Прогулка по парку и старым улицам
8. Балтийск. Балтийская коса и заброшенный аэродром
9. Балтийск. Балтийская коса и останки форта "Западный"
10. Балтийск. Кладбище военных кораблей
11. Балтийская коса
12. Куршская коса
15. Правдинск
16. Янтарный
17. Светлогорск