Найти тему
ivannovikov

Б-413. Разведчик и страж времен Холодной войны. Один из лучших музеев России.

На территории музея Мирового океана, у стенки набережной Петра Великого стоят разные интересные корабли, но вот подводную лодку-музей можно встретить не в каждом городе. Я уже бывал внутри и в первый раз меня поразило, что лодку почти не переделали, а оставили все как есть. От этого её невероятно интересно рассматривать! На сегодняшний день лодка является объектом культурного наследия и стабильно входит в десятку лучших музеев России.

Б-413 была заложена 28 июня 1968 года на "Адмиралтейских верфях" в Ленинграде и относится к проекту 641. Это был один из самых массовых советских проектов дизель-электрических подводных лодок. Всего было построено 75 единиц в том числе 17 единиц на экспорт в дружественные нам Индию, Ливию и Кубу.

8 января 1969 года, после прохождения сдаточных испытаний в городе Северодвинске, лодка была зачислена в состав 96-й бригады подводных лодок Краснознамённого Северного флота с базированием в Полярном, куда была приписана вплоть до 1990-го года. После её перевели во владение Балтийскому флоту, поставив на ремонт в латвийском городе Лиепае, но так как у Российского ВМФ не хватало средств на обеспечение ремонта в уже не братской нам стране, лодка в конечном итоге была передислоцирована в Кронштадт.

Ремонт стали проводить в доках Кронштадтского Морского завода, во время которого Черномырдиным решалась судьба лодки и передача ее музею Мирового океана в Калининграде по просьбе тогдашнего министра культуры Дементьевой. Так оно и вышло. В 1999 году лодку отправили в Калининград, где на судоремонтном заводе "Янтарь" её переоборудовали в музей.

О чем нам вещает табличка на корпусе:

-3

Знак о том, что лодка является Морским Наследием России:

-4

А еще лодка- член Сообщества Исторических Морских кораблей:

-5

Что ж, давайте посмотрим, что за музей такой получился, раз входит он в десятку лучших музеев нашей страны.

Платим 300 рублей за вход и проходим через переоборудованный люк для загрузки торпед в Первый отсек.

Первый отсек является носовым торпедным. Здесь мы видим 6 торпедных аппаратов, а по бокам стоят макеты торпед. Подводная лодка могла нести так же торпеды с ядерными боевыми частями. Сами понимаете, вокруг обстановка напряженная, холодная война. А Б-413 принимала участие в походах к Мексиканскому заливу, а также несла боевую службу в так называемой "войне Судного дня" в Средиземном море.

-6

Пример установленной торпеды в торпедном аппарате:

-7

Баллоны с ВВД. ВВД- значит Воздух Высокого Давления:

-8

Различные приборы, назначение которых расскажут лишь подводники:

Подводная лодка- довольно трудное для службы место. Службу приходится нести в стесненных условия вплотную с механизмами:

-10

Проходим во Второй отсек. Даже не проходим, а пролезаем:

-11

Второй отсек- носовой аккумуляторный и жилой:

-12

Лодка — это металлических живой организм, где на маленьком пространстве расположено куча оборудования и "органов" лодки. А люди — это ее кровь и то, что заставляет субмарину оживать.

-13

И чтобы разместить людей приходится идти на различные инженерные ухищрения. Экипаж, к слову, составляет 80 человек и им всем надо где-то находиться.

Рукомойник. Посмотрите как тесно:

-14

А вот каюта командира подводной лодки. Все продумано. Везде шкафчики и ящики:

-15

Каюта офицеров. Офицеры на подводной лодке жили по двое. Всего в команде их было тринадцать:

-16

А это- рубка гидроакустиков:

-17

Наверное, самое большое помещение лодки- кают-компания. Обратите внимание на освещение над столом. Верно, кают-компания в случае необходимости могла использоваться как операционная.

Здесь же на полке инструменты хирурга:

-19

Каюта заместителя командира. На столе лежит кинокамера:

-20

В таких условиях Б-413 совершил рекорд по длительности похода без смены экипажа. 392 день они провели на лодке в Средиземном море. Настоящие космонавты!

Приглашаю в следующий отсек.

Третий отсек, где находится центральный пост и боевая рубка.

-21

А также гальюн. А что, очень важная часть подводной лодки и всем интересно, как он устроен. Листайте вправо:

Переходит дальше и попадаем в Четвертый отсек, кормовой аккумуляторный и жилой. Здесь представлены каюты радиосвязи и камбуз.

Прокладывается курс по карте:

-23

Место боцмана, а возможно и капитан здесь сидит. Это "глаза" подводной лодки. Сюда стекается информация о положении лодки, здесь ходят по приборам!

-24

В ящике у стенки стоит Калашников:

-25

И куча вентилей, чтобы разобраться в которых, нужно долго учиться, доводя это знание до автоматизма.

Рискну предположить, что все они для продувки и затопления балластных цистерн:

Очередной аналоговый сложный прибор. Над ним представлена таблица перестукивания:

Радиостанция:

-28

А вот так выглядит общесудовая телефонная связь:

-29

Я помню, что в 2014-м году в этой подводной лодке можно было залезть в рубку и даже посмотреть в перископ на город! Сейчас, к моему большому сожалению, повесили цепь и пройти к перископу нельзя.

Каюта радиосвязи:

-31

А вот и камбуз!

-32

Рабочее место судового кока:

Каюта командира БЧ-5. Это электромеханическая боевая часть:

-34

Застыл, смотря на фотографию своей команды:

-35

Проходим дальше, в отсек номер пять.

Этот отсек дизельный. Здесь сравнительно много места. До потолка не достанешь!:

-36

Всё в приборах. Даже тиски есть:

-37

Управление:

-38

Куча всего! С непривычки глаза разбегаются:

-39

Узкие коридоры, большие трубы, аккумуляторные батареи:

А вот и сами дизеля. В отсеке три дизеля по 2000 л/с:

-41

Что удивительно, прямо над ними расположены лежанки личного состава. Я в Северодвинске как-то общался с механиком Александром Мамонтовым, он мне рассказывал, что ходил на подводной лодке на Кубу и вот так вот и спал, над дизелем! Железные люди!

-42

Какие-то распорки:

-43

Проходим в следующий отсек. Он будет у нас по счету уже шестым.

-44

Шестой отсек является электромоторным.

-45

В нём размещаются большие аккумуляторные батареи:

А ещё расположен гальюн и душевая. Должно быть здесь всегда во время работы было дико жарко. Особенно во время походов в теплые моря.

Идем дальше. Длинная подводная лодка? Да в общем не такая уж и длинная.

Перед нами люк в последний отсек, седьмой- кормовой торпедный.

-48

Представлен гидрокомбинезон подводника СГП-60 с дыхательным аппаратом:

-49

И еще четыре торпедных аппарата. Сколько их было в первом, носовом отсеке, помните? Правильно, шесть! Всего значит на лодке их 10. И 22 торпеды размещалось на борту.

-50

Внутри торпедного аппарата сделали светодиодную подсветку. Можно заглянуть внутрь. Далекоо:

-51

Ну как вам? Понравилось увидеть быт настоящих суровых подводников? А музей не только о быте, но и об истории подводного флота России, о его подвигах, великих походах, рекордах, трагедиях и горестях.

Я считаю, Б-413 пример отличного и уникального во всех отношениях музея. На сегодняшний день подводную лодку в Калининграде посетило уже более 3 млн человек!

Именно благодаря Б-413 тема подводных лодок как музеев стала очень популярна и аналогичные музеи открылись сейчас в Москве, Петербурге, Тольятти, а скоро встанет в ряды музейных экспонатов и первая советская атомная субмарина К-3 "Ленинский комсомол", которая сейчас проходит ремонт и подготовку в доках Кронштадтского Морского завода. Лично видел! И очень хочу побывать там, как только музей откроется в парке "Остров Фортов".

-52

Всем спасибо за чтение!

Если понравилось, то обязательно подписывайтесь. Вам не сложно, а меня это будет мотивировать писать статьи еще.

Если захотите поехать в Калининград, то билеты лучше брать здесь.

___________

А если не устали читать, про Калининград и окрестности есть еще статьи:

1. Калининградский зоопарк

2. Центральный рынок города Калининграда

3. Калининград до Чемпионата Мира

4. Дом советов в Калининграде

5. Балтийск. Прогулка вдоль берега, деревянный променад и рыбалка

6. Балтийск. Рынок, улицы и прогулка до Приморской бухты

7. Балтийск. Прогулка по парку и старым улицам

8. Балтийск. Балтийская коса и заброшенный аэродром

9. Балтийск. Балтийская коса и останки форта "Западный"

10. Балтийск. Кладбище военных кораблей

11. Балтийская коса

12. Куршская коса

13. Балтийск 2014 (часть 1)

14. Балтийск 2014 (часть 2)

15. Правдинск

16. Янтарный

17. Светлогорск

18. Калининград (часть 1)

19. Калининград (часть 2)

20. Калининград (часть 3)