Найти в Дзене
Мир Людей ✓

Два обстоятельства, поразившие академика Легасова в первые дни чернобыльской трагедии

Оглавление

После своей трагической смерти академик Валерий Алексеевич Легасов оставил аудиокассеты, на которых подробно записал свои воспоминания и размышления о случившимся 26 апреля 1986 года на чернобыльской АЭС. Изначально эти кассеты были изъяты КГБ с ведома Б.Е. Щербины, бывшего главы Правительственной комиссии, которая занималась ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. Однако вскоре их вернули и передали известному журналисту и другу Легасова - Владимиру Степановичу Губареву. Ныне их содержание не является секретом. Давайте попробуем узнать, что поразило Валерия Алексеевича в первые дни после его прибытия в Чернобыль.

В.А. Легасов - советский химик-неорганик, доктор химических наук, профессор. Действительный член Академии наук СССР. Был членом правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что в 1996 году посмертно удостоен звания Героя России
В.А. Легасов - советский химик-неорганик, доктор химических наук, профессор. Действительный член Академии наук СССР. Был членом правительственной комиссии по расследованию причин и по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, за что в 1996 году посмертно удостоен звания Героя России

«Я не могу молчать»

Так часто говорил академик Легасов, когда речь заходила о впечатлениях и замечаниях, которые он находил в работе тех или иных структур во время ликвидации последствий чернобыльской аварии. Особенно остро его поразила работа двух структур. И, как водится, одна из них его обрадовала, а другая расстроила и даже рассердила.

Комитет Госбезопасности

О комитете госбезопасности Легасов говорил следующее:

- Я привык относиться к этим людям, как к хранителям государственной тайны. Это организаторы контроля за теми, кто допущен к особо секретным или особо важным работам, таким образом сохранялись важные документы и переписки.

Как и все люди в стране, Валерий Алексеевич так же знал, что КГБ занимается разведывательной и контрразведывательной работой. В Чернобыли эта таинственная структура раскрылась для него с новой стороны.

- Я был поражен, эти люди обладали высочайшим уровнем организации, хотя все они были еще очень молоды, - вспоминал академик.

Под руководством Федора Алексеевича Щербака молодые сотрудники комитета госбезопасности организовывали четкую и надежную связь. Все это делалось спокойно, уверенно и очень быстро. Для настройки связи потребовались всего сутки. Помимо этого, КГБ поручили заняться эвакуацией, в особенности следить за моральным состоянием жителей. Нужно было во что бы то ни стало избежать паники, упаднических настроений и провокаций.

- Как они вели эту работу, что они делали я до сих пор не могу взять в толк, - с восхищением говорил Легасов, - я видел лишь плоды этого тихого, слаженного труда.

И действительно, никаких эксцессов во время эвакуации не происходило. Очевидно, поэтому удалось вывезти все население Чернобыля достаточно быстро. Техническая вооруженность, культура и грамотность этих людей восхищала академика.

Эвакуация жителей Припяти. Транспорт был вызван из Киева
Эвакуация жителей Припяти. Транспорт был вызван из Киева

Гражданская оборона

В противоположность слаженной и четкой работе КГБ Легасов приводит работу гражданской обороны. Тут он делает ремарку, что имеет претензии лишь к тому составу этой группы, который действовал в первые дни. Всем этим делом на тот момент командовал генерал Иванов, и взять ситуацию в свои руки ему совершенно не удалось. Легасов был обескуражен.

- Они не знали, что делать и даже когда указания им дали, не смогли найти каких-то рычагов управления. Умения справиться с ситуацией ими проявлено не было, - разочарованно сообщал академик.

Тут он снова делает отступление, что это всего лишь его личное мнение.

- Работа чекистов делалась незаметным образом, но оказывалась результативной, а работа гражданской обороны не только не помогала, но и вредила в первые дни катастрофы.
Чернобыльская АЭС после взрыва
Чернобыльская АЭС после взрыва

Итоги и масштабы трагедии

Существует мнение о том, что часть аудиозаписей, переданных В.С. Губареву, было стерто в КГБ. Однако анализ, проведенный Губаревым и женой Легасова, позволяет утверждать, что записи не претерпели посторонних вмешательств и являются подлинными и полными. В них Легасов, находившийся в центре главных событий, приводит множество ценной информации и раскрывает работу разных служб и структур.

События, произошедшие на ЧАЭС, были настолько масштабны, что не все руководители смогли сразу их оценить, а, соответственно, и правильно начать работу. Виной тому было отсутствие опыта действий в чрезвычайных ситуациях. Любопытно, что в первые дни после аварии только КГБ СССР действовало четко и адекватно. По крайней мере, так говорит академик Легасов.

А что вы думаете по этому поводу? Высказывайте мнения в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы

О неточностях и опечатках просьба сообщить автору