Найти в Дзене
Переулки истории

Тайна иконы князей Сангушко

Видели когда-нибудь икону, на которой святой... закрывает уста Христу? Именно такая есть у известного историка и реставратора из Ровенской области Николая Бендюка. На ней изображен ученик Сына Божьего Стефан, а рука его лежит на лице Спасителя. Оказывается, этот сюжет иконописец не создавал специально, он проявился случайно.

— Эту икону я купил в 1990 году на базаре в городе Славуте в Хмельницкой области, — рассказал Николай. — Тогда выглядела скорее как порванная и грязная тряпка, глядя на которую, можно было понять только, что там что-то нарисовано. Бабушка, которая принесла полотно на базар, рассказала, что икона висела в домовой часовне князя Сангушко.

1917 года на господский дворец в Славуте напали большевики. Князя убили, а икону вынесли на улицу и начали по ней стрелять, используя как мишень. Зрешетивши икону, выбросили в болото. Из грязи образ подобрали жители Славуты и спрятали у себя на чердаке дома. Все время, пока господствовала власть коммунистов-безбожников, этот образ прятали.

— Икона попала ко мне через 73 года. Когда я взялся ее реставрировать, то не знал, что именно нарисовано на полотне, — рассказал Николай Бендюк. — Грязь и дырки не давали возможность понять сюжет. Поэтому он некоторое время оставался загадкой.

Над иконой мастеру пришлось долго корпеть. В конце концов, когда реставратор справился с дырами и закрепил красочный слой, увидел странный сюжет. Перед ним открылся образ святого Степана, что своей ладонью закрывал рот Иисусу Христу.

— Это мне показалось нелогичным, — говорит Николай. — Как так, чтобы ученик закрывал уста своему Учителю? И исследовав образ детально, я понял, в чем дело наложились два изображения. Сперва был написан святой Стефан, где в начале 18-го века, а затем, в том же веке, его почему-то заґрунтували и сверху написали образ Христа Пантократора. Когда икону расстреляли и бросили в болото, левкас, разделявший оба изображения, растворился на фоне за Иисусом и в месте, где были уста Христа. Так ладонь Степана вышла наружу, поверх лица Иисуса.