Эгитуйский дацан – один из самых отдалённых в Бурятии. Редкий турист включает его в свой маршрут. Возможно, потому в нём и спрятали драгоценную статую, которую в 1900 году тайно вывезли из Китая. В Поднебесной она хранилась с IV века – а может, и дольше. Но история её началась ещё раньше. Речь о Сандаловом Будде.
Дорога
Дацан находится в Еравнинском районе, возле села Эгита. От Улан-Удэ – примерно 250 км. Мы рассчитывали потратить на дорогу с остановками не больше шести часов, но ямы в асфальте не дали разогнаться.
Кроме того, путешествие прошло бы слишком гладко, если бы мы ни разу не дали навигатору нас одурачить. Он предложил срезать путь по грунтовке где-то в Заиграевском районе, и, как это часто бывает, «более быстрый маршрут» оказался труднопроходимым. Особенно для нашей арендованной канарейки – жёлтой Тойоты Пассо.
Но, если бы не этот крюк, мы не проехали бы вдоль реки Курба и не побывали бы в сёлах Унэгэтэй и Хасурта, где живут старообрядцы и где у каждого дома броские резные наличники – чаще всего бело-голубые.
Кое-как, благодаря подсказкам местных, мы выбрались по Тэгдинскому тракту к Удинску и по главной дороге к ночи приехали в Эгитуйский дацан.
Жильё
При дацане есть гостиница: ночёвка с питанием стоит 1000 руб., без него – 500 руб.
Апартаменты очень простые: стены в розовой штукатурке, выкрашенный деревянный пол, односпальные кровати, мойдодыр и настоящая печь, которую нужно топить дровами.
В столовой нам предложили приготовить еду самим – не только на себя, но и на строителей, которые восстанавливали столовую после пожара, и даже на служителей дацана. Настолько всё по-свойски.
«С поваром беда – не можем найти работника, которого устроила бы минималка», – рассказала администратор Эмма. Сама она работает как волонтёр – помогает по хозяйству четверым ламам и настоятелю Амгалану Дармабазаровичу.
Ещё мы познакомились с Булатом, печником, который входит в пятерку лучших в Бурятии. Таких специалистов в республике ценят, ведь печи здесь – основной источник тепла в холодное время. Газопровода в регионе пока нет.
«Как вам дорога?», – иронично спросил Булат утром после нашего прибытия. И этим вопросом дал понять, что с чувством юмора у него все хорошо.
Буддизм
Такой простой быт окружает одну из величайших буддийских святынь – Сандалового Будду, или по-бурятски Зандан Жуу («Сандаловый Владыка»). Это статуя Будды Шакьямуни высотой 218 см. Считается, что она выполнена из сандала, а сверху трижды покрыта золотом. Ее сделали по заказу Удаяны, раджи древнеиндийского города Косамби. А было это в V веке до н. э., то есть ещё при жизни Будды Шакьямуни. И сам он, как рассказывают, признал внешнее сходство статуи с собой.
История
Нельзя сказать точно, когда именно статуя попала в Китай, но находилась она там до 1900 года. Во время Боксёрского восстания против вмешательства иностранцев во внутреннюю политику Китая бурятские казаки тайно вывезли Сандалового Будду в Россию. Говорят, что этому помог в том числе и учитель Далай Ламы XIII Агван Доржиев – знаменитый лама, по инициативе которого в 1914 году построили петербургский дацан.
Сандалового Будду спрятали в Эгитуйском дацане и даже сделали копию, чтобы подсунуть её китайцам, если те потребуют статую назад. В то время Эгитуйский дацан был большим, в нём служили несколько сотен лам. Но в 30-е годы его разрушили, а служителей сослали или расстреляли.
Зандан Жуу уцелел благодаря тому, что его укрыли в антирелигиозном музее Улан-Удэ – такая ирония. В 1991 году, когда Эгитуйский дацан восстановили, статую вернули на прежнее место – доставили вертолётом. Это было сентябрьским днём, и ничто не предвещало сильного снегопада. Из-за него видимость на высоте ухудшилась настолько, что лётчики ориентировались лишь по тёмным жилам реки Уды. Но в конце концов статую благополучно доставили в дацан.
Сам Будда Шакьямуни предрёк статуе долгую жизнь в пять тысяч лет. Кажется, половина этого срока уже прошла. Кто знает, сколько Зандан Жуу пробудет в укрытии Эгитуйского дацана на этот раз? Поэтому мы так стремились увидеть легендарную статую. Это одна из трёх буддийских сокровищ России наряду с копией Атласа тибетской медицины, о котором я рассказала в первой части, и нетленным телом Хамбо Ламы Итигэлова, о котором речь пойдёт дальше.
Продолжение следует…