Есть немало случаев, когда произведение искусства существенно меняет свой привычный смысл, когда реставраторы очищают полотно и видят первоначальное авторское изображение. Помните, какой сенсацией стал тот случай, когда выяснилось, что знаменитый "Ночной дозор" Рембрандта после реставрации оказался вовсе не ночным, поскольку действие там происходит днем? А темный колорит оказался не задумкой художника, а следствием позднейших слоев лака и времени. Или вот последний сенсационный случай с картиной Яна Вермеера, изображающей читающую письмо девушку у окна. На стене первоначально было изображение ангела.
Слушайте на сайте sponsr подкасты моей жены на темы культуры, искусства, философии, социологии
Хендрик ван Антониссен не относится к мастерам уровня Рембрандта или Вермеера, но он был хорошим художником, специализировался на написании морских пейзажей. Жил в том же XVII веке, "золотом" для голландского искусства. Его отец Аарт ван Антум тоже был художником-маринистом, так что Хендрику было у кого учиться с детства. Шурин его, Ян Парселисс, был также живописцем, и позже Хендрик поступил в его мастерскую. До наших дней дошло не так много произведений ван Антониссена, и кстати, одно из них хранится в Эрмитаже.
Среди его картин есть пейзаж под названием «Вид на Шевенингенские пески». Он находится с 1873 года в Музее Фитцуильяма в Кембридже (Англия). В этой картине большое место занимает прекрасно написанное небо. Облака белые, пушистые, небо голубое. Под ним простирается песчаный пляж, на котором стоят группы людей, почти все они смотрят в сторону моря.
Сцена не представляет собой ничего необычного, только вызывало некоторое недоумение то, что на берегу так много народа. Что они тут делают?
Когда в 2014 году картину отреставрировали, открылась удивительная тайна этого полотна, и все эти люди, смотрящие куда-то в море, оказались не просто гуляющими по берегу, а пришедшими сюда по вполне конкретному поводу. Оказывается, художник запечатлел случай, когда к берегу прибило мертвого кита, и все эти люди глазеют именно на него. То есть, картина обрела свой первоначальный смысл, стала более драматичной и интересной.
Возникает, конечно, вопрос, почему кто-то зарисовал фигуру кита и превратил картину в обычный пейзаж с непонятными группами людей. Очевидно, что это было сделано до того, как произведение поступило в музей. Вероятно, кто-то из прежних владельцев картины не хотел видеть на ней мертвое животное и попросил какого-то художника его убрать. Весьма вольное обращение. Но теперь, к счастью, картина обрела свой изначальный вид и смысл.
#искусство #культура #картины
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте еще здесь:
Вот так выглядит древнейшая чаша с изображением сотворения мира
В музее Ленина можно увидеть одежду, которую он носил, вещи, которыми пользовался, и не только