Найти в Дзене
Книжный мiръ

«Книжные стеллажи – отражение нашего неизведанного “я”». Мартин Лейтем «Истории торговца книгами».

«Книги – наилучшее снаряжение, каким только я мог обзавестись для моего земного похода». 

(Мишель Монтень)

Зачем вообще обычному человеку читать такие книги? Ну, кому интересны какие-то истории, рассказанные обычным книготорговцем? О чем он там написать может, что необычного происходит в книжном магазине, кроме встреч с авторами книг и размещения новых книг на полках? 

Историк Мартин Лейтем работает в книжной сети Waterstones уже 35 лет. «Книжные стеллажи – отражение нашего неизведанного “я”», - сегодня автор говорит об этом с уверенностью. 

Любовь к бумажной книге составляет для него смысл жизни, и кажется, что Лейтем познал сакральную сущность этого, в общем-то, обычного носителя информации, заражая своим энтузиазмом читателей. Даже просто листая «Истории…» и выхватывая взглядом отдельные эпизоды повествования, чувствуешь светлую энергетику, которая исходит от страниц книги. 

Герольд за чтением. Гравюра на дереве с картины Антонио Фабреса XIX в.
Иллюстрация из книги Мартина Лейтема «Истории торговца книгами». – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021
Герольд за чтением. Гравюра на дереве с картины Антонио Фабреса XIX в. Иллюстрация из книги Мартина Лейтема «Истории торговца книгами». – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021

Вы никогда не замечали, как реагируют люди на новую книгу, только что попавшую к ним в руки? А вот Мартин Лейтем заметил, что «реакция покупателей на книги всегда остается неизменной. Очень многие обнимают, а женщины на удивление часто целуют только что купленную книгу». Что это, как не объект поклонения, дарящий внезапную радость и придающий смысл течению жизни? 

Заветные книги – какие они? Настоящие защитные амулеты, оберегающие нас от превратностей судьбы. Например, Александр Македонский во время походов не расставался с томиком Гомера, Наполеон держал в походном сундучке «Страдания юного Вертера» Гёте (какой интересный выбор!). Пехотинец наполеоновского войска романист Стендаль утешался во время позорного отступления французской армии сочинениями Вольтера в красном кожаном переплете, которые он вынес из горящего дома в Москве… 

Лейтем в своем исследовании книжной культуры касается таких тем, которые и в голове с трудом укладываются: вот, к примеру, каким было трепетное отношение к книгам читателей-работяг XIX века: странствующий разнорабочий Джеймс Соммервил повсюду возил с собой застекленное окошко и устанавливал его в каждой новой нищей лачуге, чтобы хватало света для чтения (окошки чаще всего затыкали тряпками от ветра и непогоды). 

Библиотека особняка Холланд-Хаус в лондонском районе Кенсингтон после взрыва зажигательной бомбы.
Иллюстрация из книги Мартина Лейтема «Истории торговца книгами». – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021
Библиотека особняка Холланд-Хаус в лондонском районе Кенсингтон после взрыва зажигательной бомбы. Иллюстрация из книги Мартина Лейтема «Истории торговца книгами». – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021

Или истории о женщинах-книголюбах: кому сегодня не покажется странным оценивать читателей по гендерному признаку? Но ведь на протяжении веков отношение к читающим женщинам было очень далеко от дружелюбного: мужчины приходили в ужас от того, что благодаря книгам женщины могут «мысленно изменить им или обрести политическую или духовную свободу». 

Немало времени и сил понадобилось женщинам всех сословий, чтобы отвоевать читательскую неприкосновенность. Во имя любви к знаниям юная жительница Кракова XV века переоделась юношей и поступила в университет, где получала только отличные оценки и похвалы от преподавателей. Правда, за обман пришлось предстать перед судом – вот еще, Жанна д’Арк нашлась на нашу голову! 

Покупатели разглядывают книги, выставленные снаружи нью-йоркского книжного магазина. Фото А. Алланда. Иллюстрация из книги Мартина Лейтема «Истории торговца книгами». – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021
Покупатели разглядывают книги, выставленные снаружи нью-йоркского книжного магазина. Фото А. Алланда. Иллюстрация из книги Мартина Лейтема «Истории торговца книгами». – М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021

Но все это далекая история. А что же сегодня? Автор убежден, что современный книжный магазин или библиотека должны быть похожи на пещеру Аладдина, где посетитель обязательно должен найти что-то неожиданное. «Случайные находки освобождают разум, снимают оковы с души и усмиряют “ветряную мельницу” мозга». И вот уже известный писатель берет в руки томик по космологии, инженер тянется к сборнику стихов Пастернака, а маститый академик разглядывает комиксы, попадая в закулисье собственного сознания. 

Средоточие волшебства и тайны, даже само помещение должно «проливать свет на все чудеса, что там находятся». Сделать это неимоверно сложно, но, если ты настоящий книжник, то возможности твои безграничны.

📖 Цитаты из книги Мартина Лейтема «Истории торговца книгами»:

✍🏻 Душевное успокоение – это чрезвычайно важная составляющая чтения, нам необходимо оберегать его.

✍🏻 Человек, отыскавший свою заветную, греющую душу книгу, подобен влюбленному и часто запоминает этот момент на всю жизнь.

✍🏻 Некоторые дорогие сердцу книги способны унести нас прочь к далеким берегам, где мы станем счастливее.

✍🏻 Есть книги, прочесть которые своего рода долг, а есть те, ради которых ты просыпаешься спозаранку и нарочно медлишь, чтобы отсрочить расставание.

✍🏻 Книги многое могут рассказать о наших детских грезах, которые переносятся во взрослую жизнь. 

✍🏻 Заветные книги помогают нам пережить то, что Ницше называл «ужасом бытия».

✍🏻 Заветной книгой можно поделиться с близким другом, однако, это не менее тонкое искусство, чем ловля форели голыми руками или разведение орхидей. 

✍🏻 Хорошая книга создает впечатление, будто она никогда не закончится, точно такое же впечатление должен производить и книжный магазин.

Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!

Хобби
3,2 млн интересуются