Для чего?
Шахматы развивают логическое мышление, внимание, память и пространственное воображение, абстрактное мышление, усидчивость. Вырабатывают характер. А еще игры на шахматной доске – это интересное и полезное времяпрепровождение.
Что делать?
Обучать игре в шахматы можно лет с пяти. Ребенок уже умеет рассуждать и анализировать, он стал более внимательным и усидчивым.
- Сначала знакомим ребенка с шахматной доской, понятиями вертикаль и горизонталь. Можно рассказать легенду создания игры в шахматы. Я привожу в качестве легенды стихотворение, которое в детстве мне рассказывала бабушка.
Это было в древнем Бенгале
В огневой, засушливый год.
Хлеб горел. Ручьи высыхали.
Голодал и чумел весь народ.
Грызли мох голодные дети
И бродили стаей волчат,
Злое солнце в багровом свете
Уходило в черный закат.
В деревнях – пустые жилища,
На полях – не видно овец,
И плетутся тысячи нищих
По дорогам в княжий дворец.
У дворца–резные ворота,
Охраняют их сторожа,
Там живет, не зная заботы,
Молодой счастливец – раджа.
Он в саду ласкает павлинов,
Позабыв про город в стране.
И сверкает цепь из рубинов
На его любимом слоне.
У него в амбарах– пшеница,
У него сокровищ не счесть,
Он сердито щурит ресницы
Если скажут: «Нечего есть!..»
Пусть, долины воплем тревожа,
Погибает его страна,
Никому раджа не поможет,
Никому не подаст зерна.
Во дворец стучится старый нищий,
Исхудалый. Черный, – словно джин.
Он не просит ни питья, ни пищи,–
Он принес подарок для раджи.
– Подарок? Что такое?!,–
Смеются сторожа,
Ведут его в покои,
Где дыни ест раджа.
Старик стоит понуро.
Дрожат в его руке–
Забавные фигуры
На клетчатой доске.
–Летит ездок веселый
На вздыбленном коне;
Ступает слон тяжелый
С палаткой на спине.
Раджа в тиаре белой
Ведет свои полки;
Из луков мечут стрелы
Лукавые стрелки.
Встают – налево черный,
Направо – белый строй,–
И ждут,– трубач задорный,
Для них затрубит «В бой!»
Смеется князь,– Сыграть хочу,
Мне нравится игра,
Тебе за проигрыш плачу–
Пять слитков серебра.
Старик качает головой
В ответ на речь раджи:
– Раджа, пшеницы мне простой
На доску положи.
На первой клетке – два зерна,
Четыре – на второй,
На третью – восемь сыпь сполна
И вновь число удвой.
Все клетки выложи зерном,
Удваивая счет,
И станет нищий богачом…
Хохочет князь:–Идет!
Клянусь, для этакой игры
Цена не высока!
И на узорные ковры сажает старика.
Раджа взял белый, нищий – черных,
Все тихо – замерли шаги.
Непримиримо и упорно
Всю ночь сражаются враги.
Вот слон стрелку готовит гибель,
Царица черная в плену,
Но черный конь копыта вздыбил
И… горе белому слону!
Бегут стрелки, сдаются кони,
Все ближе черные кружат,
Раджа бежит – за ним погоня…
И шепчет нищий: – Шах и мат!
Уже лучи скользят дрожа
По черному ковру,
Молчит и хмурится раджа
В досаде на игру.
Старик лукаво говорит:
–Ну что ж, раджа, плати!
И князь рабам своим велит
Пшеницы принести.
Берет и сыплет горсть сполна
Небрежною рукой:
На первой клетке – два зерна,
Четыре – на второй.
На третьей – восемь, и пошло…
Растет на клетках счет,
Растет чудовищно число…–
Раджа разинул рот.
Едва покрыли ряд второй,
Уж нечем больше крыть!..
Пришлось мешки из кладовой
С пшеницей притащить.
Дошли до пятого едва, –
Считать идут в амбар.
Считают день, считают два,
Раджу бросает в жар.
Не досчитать до уголка!
У князя – ни зерна.
Пшеница вся у старика
И нищим отдана.
– Эй, стража, бронзовую дверь
Голодным отпирай!
Все будут сытыми теперь,
Не веришь? Сам считай!
В Бенгале радостный галдеж,
Страна полна зерном.
Где силой правду не возьмешь,
Там надо взять умом.
Когда основные понятия ребенок усвоит, переходим к знакомству с фигурами. Начинаем с одной фигуры, рассказываем, как она ходит, как называется, где ее место на доске, просим ребенка на доске показать, как ходит фигура и т.д.
На этапе знакомства с фигурами начинаем решать шахматные задачки (этюды).
Далее переходим к обучению правилам игры, понятиям «шах» и «мат», «пат» и т.д.
Далее решение задач на постановку мата.
И наконец переходим к игре в шахматы. Сначала ребенок будет долго думать, ошибаться, делать глупые, как вам покажется, ходы. Не надо его за это ругать. Наберитесь терпения.
- Научить игре в шашки, легче, чем в шахматы. И кому-то она покажется интереснее. Игра в шашки менее длительная, там нет необходимости запоминать названия фигур и как они ходят. Но, тем не менее, эта игра так же развивает логику, терпение. Обучение проводится аналогично шахматам. Сначала знакомим с доской, затем учимся расставлять шашки. Не забываем, что они расставляются только на черных клеточках. Показываем, как они ходят. Обращаем внимание ребенка на то, что шашки не ходят назад. А дойдя до конца противоположного поля шашка становится дамкой, и получает большую свободу передвижения. Что рубить можно, как назад так и вперед. И объясняем, в чем заключается суть игры. А именно, надо перебить все фигуры противника, при этом перекрывая противнику его ходы и продвигая свои шашки вперед.
А вот такое стихотворение я нашла в интернете. Оно поможет запомнить основные моменты игры в шашки.
Начинать бой можешь смело —
Первый ход всегда за белой!
Шашки медленно, но метко
Шагают лишь по чёрным клеткам!
Наверно, шашкам не везёт,
Что ходят шашки лишь вперёд!
Знают все: и стар, и млад,
Шашкой бьём вперёд-назад!
Шашка соперника сразу погибнет,
Если твоя её перепрыгнет!
Поля вдруг конец настанет,
Сразу шашка «дамкой» станет!
Чтоб твою «дамку» не поймали,
Ход её по всей диагонали!
Цель игры — побить «врагов»
И чтоб им не было ходов!
Но есть еще два игры на шахматной доске, менее популярные. Но не менее интересные.
- Поддавки. Игра аналогичная шашкам. Только суть не перебить фигуры противника. А наоборот. Дать срубить ему свои. Побеждает тот, у кого не осталось на доске фигур. Она легче, чем шашки. И на первых порах дети с удовольствием в нее играют.
- И мои любимые уголки. Эта игра не похожа ни на шашки, ни на шахматы. Но она тоже интересна и не так сложна для понимания, как шахматы. Итак, расставляются фигуры на шахматной доске в двух противоположных углах 4x3. Суть игры заключается в том, чтобы переместить свои фигуры в угол противника. Ходить можно на одну клеточку вправо-влево или вверх-вниз. Либо перепрыгивая через фигуры противника на свободные клетки по горизонтали или по вертикали. Побеждает тот, кто переместит свои фигуры первым.
Я бы порядок обучения составила в такой последовательности: поддавки-уголки, шашки, шахматы. Но вы можете использовать и другой. Как вам больше нравится.