Найти тему

Как читали « Пиковую даму» современники Пушкина?Политическая сатира двух художников.

Судьбы гениальных произведений непредсказуемы. Каждый следующий век и каждый читатель воспринимают их по-своему. Яркий пример – музыкальные трактовки пушкинских образов Чайковским.

И тем более интересно, что же сам автор, писавший для современников, вкладывал в свои произведения?

Попробуем снять наслоения с образа графини Анны Федотовны, героини повести «Пиковая дама». Для этого обратимся не к сведениям о престарелых современницах Пушкина, о них немало написано, но к наследию обличителя нравов, английского сатирика XVIII века Уильяма Хогарта.

Первое, о чем нужно задуматься, – знал ли Пушкин творения этого художника? В последующих рассказах приведу сведения на этот счет. А сейчас сравним один рисунок Пушкина и сатирические картину и гравюру Хогарта.

Рисунок Пушкина, датирован 1834 годом.
Рисунок Пушкина, датирован 1834 годом.

У. Хогарт. Серия «Выборы в парламент». Лист IV. «Чествование вновь избранного члена парламента». 1754.
У. Хогарт. Серия «Выборы в парламент». Лист IV. «Чествование вновь избранного члена парламента». 1754.
Гравюра с тем же сюжетом.
Гравюра с тем же сюжетом.

В публикации рисунка Пушкина отмечено: «Сидящий мужчина» (1). Но зарисованный мужчина скорее падает, пытаясь сохранить равновесие в покачнувшемся кресле. У Хогарта же и шляпа с него слетела. С сатирой Хогарта, который имел в виду победу тори над вигами на весьма недемократичных выборах, рисунок Пушкина объединяет многое.

Вглядевшись, отмечаем сходства: короткие темные панталоны, распахнутый кафтан, солидное брюшко, одной рукой мужчина придерживает подлокотник кресла с высокой спинкой, у которой выделена деревянная часть. Его башмаки давней моды, и, возможно, на них намечена пряжка.

Луи де Сельвестр. Людовик IV  принимает саксонского курфюрста (2). Башмаки начала XVIII века, лишь немного изменившиеся к середине века.
Луи де Сельвестр. Людовик IV принимает саксонского курфюрста (2). Башмаки начала XVIII века, лишь немного изменившиеся к середине века.

Кроме того намечен парик, и поднимая правую ногу, мужчина пытается удержать равновесие (3).

У Хогарта показаны торжествующие победители, они несут своего представителя на руках, но радикально наклонили его, и он вот-вот выпадет из кресла. Остается интригующий вопрос: какое событие русской или мировой политики послужило причиной зарисовки Пушкина, соотносимой с гравюрой? Возможно, впрочем, зарисовку вызвало появление в первой половине 1830-хгодов гравюр по картинам Хогарта работы Николсона.

Обратимся, однако, к образу главной героини повести «Пиковая дама» , созданной Пушкиным, как предполагают, осенью 1933 года в Болдине и опубликованной в 1834 году в «Библиотеке для чтения».

С описанием героини и сюжетной ситуации в повести соотносима картина Хогарта из серии «Карьера расточителя» и гравюра, выполненная на ее основе.

У. Хогарт. «Карьера расточителя». Лист V. «Женитьба на старой деве».
У. Хогарт. «Карьера расточителя». Лист V. «Женитьба на старой деве».
Гравюра по картине Хогарта.
Гравюра по картине Хогарта.

В серии картин «Карьера расточителя» английский сатирик показал Тома, промотавшего состояние и пытающегося поправить дела через выгодный брак. Он женится на одноглазой горбатой старухе.

Гравюры Хогарта были распространены гораздо шире, чем его картины. Они привлекали внимание общества в продолжение длительного времени.

Хогарт показывает сцену в Старой церкви Мэрелибон, к северу от Гайд-парка, которая была известна тайными свадьбами. Позорную церемонию пытаются прервать любящая Тома Сара и ее мать, но церковный служитель препятствует этому. Обратите внимание, с каким мастерством выписан на гравюре сверкающий наряд одноглазой невесты и как она увлечена процедурой.

Вспомним строки повести Пушкина: «Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы <...> Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Герман (4) был свидетелем отвратительных таинств ее туалета <...>» (5).

Смешное следование старой графини моде, впрочем, с оглядкой на прошлый век, показано с иронией. Но образ героини становится сатиричным: «страшная старуха» с ее мутными глазами и отсутствием в них мысли мгновенно преобразилась. «Вдруг это мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед графинею стоял незнакомый мужчина» (6). Не испуг испытывает героиня, и ее оживление выдают ожидание графиней любовного свидания.

«Старуха!» – узнает ее в неверной карте Герман, а сейчас она для него – та 80-летняя, к которой он думал подбиться в любовники. Но и графиня восприняла его как «незнакомого мужчину», глаза ее оживились, и не случайно ее смутило упоминание Чаплицкого. Герману после этого свидания с возможной пассией суждено обостренно почувствовать, что он не состоялся как претендент на сердце графини и на ее тайну: она умерла в то время, когда он пылко изъяснял ей свои намерения. Герой уходит из дома Анны Федотовны тем путем, каким уходил много лет назад счастливый любовник графини, сумевший, в отличие от молодого героя, добиться ее любви, узнать ее тайну и выиграть деньги.

Известно отношение Пушкина к веку женского правления, когда на русском троне восседали императрицы, и его восприятие Екатерины II, жившей «немножко блудно». Сатира же писателя, направленная на высшее общество, была воспринята светом благосклонно, хотя, скорее всего, ее не пожелали заметить. Пушкин писал в 1834 году: «Моя "Пиковая дама" в большой моде <...> При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...» (7).

Примечания.

1. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 17. тт. Т. 18 (доп.) Рисунки. С. 162.

2. Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага. 1988. №293.

3. Балашова И.А. «Созданье гения пред нами...» О художественном творчестве А.С. Пушкина. Ростов н/Д., 2016. С. 35.

4. Имя пишется с одним «н». См.: Как звали героя повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»? // Балашова И.А. Русская литература 1800–1860-х годов в вузовском изучении. Ростов-на-Дону, 2006. С. 165–171.

5. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10 тт. Т. 6. Л., 1978. С. 225.

6. Там же.

7. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. в 10-тт. Т. 8. Л., 1978. С. 33.

#Пушкин# #хогарт# #сатира#