Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие. Сальвадор Дали.
Для своего времени эта актриса была не такого уж и маленького роста (161см), но всегда воспринималась хрупкой и нежной. Мелкие, но благородные черты лица, отличающиеся изысканностью пропорций, притягивали, как магнитом. В ней все дышало аристократизмом породы.
У Эрнста и Гертруды Хартли родилась единственная дочь Вивиан Мери. Эрнст Хартли познакомился со своей будущей женой в Брайлингтоне, в родном городе, когда приехал в отпуск в Англию из Индии. В начале декабря 1911 года молодожены вернулись в Индию к месту службы главы семьи и осели в горном местечке Дарджилинг недалеко от Калькутты. Почти через два года, 2 ноября 1913 года, в семье родилась единственная дочь Вивиан Мери, но в истории театрального и киноискусства она для всех осталась непревзойденной Вивьен Ли. В США сказали просто - величайшая актриса Голливуда. Вивьен Ли рассказывала то, во что ей самой очень хотелось верить. Мама, ожидая появления на свет ребенка, часто смотрела на красивые окрестности, на величественные горы, чтобы ребенок родился красивый и умеющий чувствовать прекрасное. Родители мужа Гертруду приняли не сразу, для аристократического рода не англичанка с непонятно какими корнями должна была бы выбрать себе ровню. Постепенно они просто привыкли к ней. Еще небольшим препятствием для установки более теплых отношений было то, что Гертруда была убежденной католичкой, для английской семьи, это проблема.
В школу семилетняя Вивьен уже пошла в Англии, родители определили ее в монастырь Святого Сердца, здесь она пробыла 11 лет в строгости и воздержании от сильных проявлений чувств. Кому как, а для Вивьен это во благо. Много лет спустя она сумеет передать весь трагизм героини практически невозмутимым лицом. В монастыре она накапливала копилку чувственной палитры, возможно, не осознавая, всем подмеченным вокруг себя, все уходило в эту копилку. Как только она покинула монастырь, сразу поступила в Королевскую академию драматического искусства. Не успела глубоко погрузиться в изучение предмета, как буквально выскочила замуж. Необъяснимый поступок, хорошенькая, начинающая и подающая надежды в актерском искусстве резко меняет свою жизнь, выйдя замуж за юриста, к тому же старше себя на 12 лет. В таком молодом возрасте было бы более объяснимо, если бы Вивиен выскочила замуж за своего ровесника той же профессии, что и она. Герберт Ли Холман был не в восторге и не поощрял ее любовь к театру. Только сомнениями в своих возможностях можно оправдать этот ранний брак с благородным человеком, но совершенно не её круга.
Через три года после замужества Вивьен впервые увидела Лоуренса Оливье на сцене. Интересно, какая бы женщина не влюбилась в Ромео? В тот вечер Лоуренс блистал на сцене в роли Ромео. На сцене пылкий, страстный герой. Игра настолько филигранна, что, уже и нет Лоуренса, или для Вивьен нет Ромео, а есть только прекрасный Лоуренс. Для впечатлительной Вивьен с хрупкой психикой и подвижной шкалой переживаний, когда от восхищения до трагедии один шажок, этот спектакль был откровением. Слишком эмоциональная Вивьен влюбилась страстно и на всю жизнь. Она стала посещать все постановки, в которых участвовал Оливье на лондонской сцене. А вскоре они начали выступать вместе. Поначалу отношения складывались в дружеской форме, но кто бы знал, что творилось в душе у Вивьен, съемки фильма «Пламя над Англией» превратили отношения в бурный роман. «В её магической красоте было что-то терзающее: хрупкость в сочетании с жесткой линией подбородка, изумительного разреза изумрудные глаза, мягкий излом бровей и взгляд пантеры», так описал Оливье свою будущую жену. Устоять перед бурными эмоциями обольстительной Вивьен он был не в силах. Долгих шесть лет актеры не могли открыто быть вместе, их вторые половинки не давали согласие на развод. Что ж, вызов брошен, актеры, будучи не свободны, стали жить вместе. Три года относительного покоя и гармонии закончились приглашением Оливье в Голливуд.
Ларри, так Вивьен звала Лоуренса, получил роль Хитклиффа, мрачного хозяина «Грозового перевала». На съемках Оливье подвернул ногу, получив об этом сообщение, влюбленная, но очень впечатлительная Вивьен летит к Ларри. Год 1939 для Вивьен незабываем. У Лари очень сильная роль в экранизации английской писательницы Эмилии Бронте, а Вивьен знакомится с братом продюсера Дэвида Селзника. Придирчивый Сэлзник вот уже два года не может найти актрису на главную роль в экранизации романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». Он не волнуется, т. к. эти же два года ждет Кларка Гейбла, занятого в съёмках на другой картине. Претенденток было очень много, почти 1500, ко второму просмотру их осталось 400 человек, когда их осталось пять, точку поставила автор книги, указав на Ли, она просто сказала: «Это моя Скарлетт». Этот шанс Вивьен ни за что не упустит. Актриса, совершенно неизвестная в Голливуде, подписала контракт, хотя Лари был против. Этот год также запомнится и самочувствием актрисы, пока еще робкие симптомы из-за плотного графика съемочного дня начинают провялиться в резкой и быстрой перемене настроения. Многие, не догадываясь о болезни, посчитали актрису очень трудную для совместной работы.
Оба актера заняты в Голливуде, каждый в своем проекте. В феврале 1940 года каждый из них получил развод, сын Лоуренса остался с матерью, а дочь Вивьен с отцом. Летом, 31 августа актеры сыграли свадьбу на ранчо у друзей в Санта-Барбаре. Союз был скреплен местным судьей за пять минут. Премьера фильма состоялась 15 декабря 1939 года, съёмки были тяжелые и напряженные, Вивьен вжилась в роль так, что игры было совершенно не видно. Актриса вспоминала: «Я жила Скарлетт почти шесть месяцев, с раннего утра до позднего вечера. Я хотела, чтобы каждое движение, каждый мой жест, принадлежали Скарлетт, и я должна была чувствовать, что даже те поступки Скарлетт, которые достойны презрения, совершены мною.».
Вивьен как чувствовала, что это не просто роль, это — судьба. Роль принесла Вивьен все, даже одной этой роли достаточно, чтобы показать свои уникальные актерские способности. Окрыленная, слегка взвинченная успехом, Вивьен летит домой на крыльях в прямом и переносном смысле. А дома холодный душ из первых капель зависти. Холодные глаза, лёгкая холодность в общении. Если со стороны Вивьен брак был разрушен страстью и болезнь, то со стороны Оливье завистью, постепенно к которой примешивалось раздражение и на поведение жены, но главное на ощущение, что живешь с гениальностью. Для Оливье такая жизнь превращалась в ад. Вивьен не успела ничего понять, снова работа и снова полная самоотдача. Алла Демидова, как-то в разговоре о Высоцком, дала точную характеристику его творческой манере: «он всегда играл в спектаклях — на разрыв аорты.». Вот и Вивьен, её «разрыв аорты» - это эмоциональный перегруз, а роли шли одна за одной и какие роли! За тридцать лет 19 ролей в кино, с 1935 по 1965 годы, не все они были успешны, но все сыграны актрисой с полной отдачей. Эмоционально она никогда не повторилась, палитра богатейшая; нюансы, полутона, широкие мазки образов и ничто не было ошибочным, диссонирующим в общем построении образа.
Продолжение следует ...