Знаете роман французского писателя Эмиля Золя "Чрево Парижа", входящий в цикл "Ругон-Маккары"? Ну если не читали его, то название точно слышали. Роман был издан в 1873 году. Действие романа происходят в середине 1850-х годов, а название отсылает к Центральному продовольственному рынку Парижа Ле-Аль (Les Halles), где и происходят события романа.
Чтобы лучше представить место событий, давайте рассмотрим картину французского художника Леона Лермитта (1844-1925), которая так и называется "Ле-Аль".
Леон Лермитт, выпускник Школы изящных искусств в Париже, был особенно известен своими крупномасштабными картинами на крестьянские темы. В 1888 году именно Лермитта выбрали для написания большого полотна для Парижской ратуши Отель-де-Виль.
Темой своей огромной, размером 690х460 см, художник выбрал рынок Ле-Аль. На своей картине Лермитт изобразил рыночную площадь под открытым небом. Она использовался для продажи фруктов и овощей, доставленных ночью фермерами и огородниками из окрестностей Парижа. Рынок был открыт для покупателей с 4 утра до 10 утра.
Рынок Ле-Аль находился недалеко от Церкви Святого Евстафия, кусочек которой виден на картине.
На своей картине Лермитт изобразил огромное колличество персонажей, которые занимаются своими делами, разговаривают, смотрят друг на друга, но никто не обращается к нам. Они живут в далеком от нашего мире и намерены там остаться. Это мир мир «Чрева Парижа» Золя.
Но если посмотреть на картину, то она совсем даже не хаотическая, как выглядит на первый взгляд. Все её персонажи сгруппированы, как бы представляют отдельные сценки рыночной жизни.
На первом плане две женщины, торгующие фруктами. Они сами их вырастили и принесли на рынок. Видно, с какой бережливостью они сложены в корзины и коробки.
За ними сильный мужчина несет корзину с мясом. Судя по синей блузке, он грузчик, нанятый работник, постоянно работающий на рынке.
Рядом с ним молодая женщина с тяжелой клеткой с птицей. Возможно, служанка богатого дома, пришедшая за покупками.
А вот еще одна выбирает овощи. Ведь хочется приобрести посвежее и покачественнее.
На рынке можно было купить не только продукты, но и готовую еду. "Фаст-фуд" по-старинному. Все прилично. И тарелки для супа, и ложки
Торговля идет непрерывно. Что-то продается, а что-то одновременно разгружается.
Картина Леона Лермитта "Ле-Аль" имела успех на Салоне 1895 года и на Всемирной выставке 1900 года. В 1904 году она была перенесена в только что открывшийся Малый дворец ратуши и выставлена в большой художественной галерее, расположенной на уровне сада.
К сожалению, в 1942 году картину сняли, свернули и долго хранили в забытье на складе более 70 лет. Сейчас положение исправлено. После четырехмесячной реставрации в 2014 году она вновь заняла свое прежнее место в галерее Малого дворца.
А "чрева Парижа", рынка Ле-Аль такого, как изобразил его Леон Лермитт и описал Эмиль Золя, уже нет. Он исчез в 1971 году, когда рынок был демонтирован.
Сейчас на месте рынка открыт огромный наземно-подземный торговый центр Форум де Аль.