Крайне важный с точки зрения морали вопрос: "Что важнее для человека - правда или ложь?" - является основой внутреннего, философского конфликта пьесы Максима Горького "На дне".
В свою очередь различные ответы на обозначенный выше вопрос породили три мировоззренческих модели произведения. Так, мы имеем три философии: Луки, Сатина и автора.
Поговорим о каждой из них более подробно.
Лука
Суть философии Луки состоит в том, что вера может изменить реальную правду, поскольку помогает уйти от ужасной действительности в мир прекрасных иллюзий. Правда странника выражается простой формулой: "Во что веришь - то и есть", - поскольку он ставит превыше всего человека и его чувства.
Таким образом, Лука является носителем философии веры. Он верит в любого человека, у него все хороши.
Сатин
"Ложь - религия рабов и хозяев.... Правда - Бог свободного человека"
Сатин - главный оппонент Луки, отражающий в определённой степени взгляды самого Горького. Житель ночлежки выступает против иллюзий и самообмана, но именно он заступается за Луку, запрещая говорить плохо о страннике. Сатин произносит монолог о человеке, тем самым воплощая в жизнь идеи странника. Бездомный говорит, что Лука подействовал на него, как "кислота на старую и грязную монету".
Сатин верит не в человека, а в человечество. Вместо "любви к ближнему" он предлагает "любовь к дальнему", к абстрактному человеку, человеку мечты.
Автор
В свою очередь автор решительно спорит с Лукой. Он доказывает, что пусть прозрение всегда трагично, но жить в плену иллюзий нельзя. Самое страшное для человека - примирение со своей беспросветной жизнью, готовность терпеть вместо того, чтобы бороться.