Человек изменял памяти всегда, когда находил это удобным. Для большинства прошлое - слишком тяжёлый груз, чтобы носить его с собой повсюду. Поэтому, о нём стоит забыть ради будущего, светлого и прекрасного.
В рассказе Рэя Брэдбери "Улыбка" люди будущего собираются на площади чтобы уничтожить картины прошлого, но один мальчик попадает под очарование шедевра.
Предположительно, это случилось в 2061-ом году, а значит, уже совсем скоро! Праздник. На главной площади города с пяти утра собирается народ и выстраивается в очередь. Мальчик Том тоже в этой очереди спозаранку. Стоящий сзади него мужчина пытается занять место мальчишки, но за него заступается человек по имени Григсби.
Люди оживлённо взволнованы, словно в ожидании начала какого-то нового аттракциона. Они все в нетерпении. Так чего они ждут? А им не терпится взглянуть, а точнее, плюнуть в какую-то картину. Григсби на правах старшего объясняет Тому, что всё дело в человеческом устройстве. Человек ненавидит то, что его погубило. А по мнению большинства собравшихся здесь людей, их погубило Прошлое.
Действительно, Том вспоминает праздники, в которых ему уже удалось поучаствовать за его короткую детскую жизнь. Он был и на сожжении книг, и на уничтожении последнего автомобиля…
Том спрашивает у Григсби о Цивилизации, но тот отвечает, что она уже не вернётся. В очереди находится один человек, который находит в ней и хорошие стороны. Он делает предположение, что ещё появится разумный человек, который ценит красоту. Именно он и вернёт старую Цивилизацию, предварительно поработав над ней.
Наконец, очередь доходит до Тома. Он находится под сильным впечатлением от изображённой на картине женщиной. Мальчик не может заставить себя плюнуть в неё. Но зато Григсби делает это с видимым удовольствием. Том узнаёт название оплёванной картины - «Мона Лиза».
"Женщина на картине улыбалась таинственно-печально, и Том, отвечая на её взгляд, чувствовал, как колотится его сердце, а в ушах будто звучала музыка."
Прозвучало объявление, что картина передаётся в руки местных жителей для её дальнейшего уничтожения. Мальчика отпихивают и вытесняют из толпы. Обезумевшие люди бросаются к картине, ломают раму и начинают рвать её на куски, жевать холст.
Том стоит одинокий и притихший посреди этого мракобесия. В руке он сжимает кусочек холста. Григсби зовёт его, но мальчик в слезах уносится прочь. Домой он является поздно, вся семья уже улеглась, и отец обещает разобраться с припозднившимся сыном утром.
Том ложится в кровать и при лунном свете разглядывает свой трофей. На спасённом кусочке холста была изображена Улыбка. Ласковая, добрая, чудесная...
Почему сегодня такой сюжет? Ну, тут всё просто - жизнь вокруг навеяла. Наблюдения за людьми, тенденции общества, истории знакомых и незнакомых, комментарии в сети... Складывается новая картина жизни, состоящая только из одного бытия. Максимальный угол обзора - с утра и до вечера.
Фильмы и книги старше десяти лет больше не вызывают у большинства даже первичный интерес. Я не ретроград и говорю сейчас не о вкусах, а о тенденциях. Чуть лучше обстоят дела с музыкой, но это фоновое искусство. Включил радио - началось восприятие. Не надо читать, познавать, изучать, переживать. А если не нравится - переключи станцию или поставь свой диск. Изобразительное искусство волнует куда меньше арт-объектов или инсталляций. Причины те же: сделал селфи на фоне какой-то модной кучи в парке со стаканчиком кофе в руке - выложил - полайкали. Вот ты, вот твои всесезонно голые щиколотки, вот твой дурацкий шарфик, вот твой стаканчик. Всё, приобщился к прекрасному. И бесплатно, и думать не надо.
Больше всего, конечно, досталось истории. Её, бедную, вообще никто знать не хочет. Но, поскольку, история - это "мать политики", то этой темы мы касаться здесь не будем. Моё отношение к современной исторической науке, к преподаванию истории в усечённом формате хорошо определяют слова Пушкина: "Уважение к минувшему - вот черта, отделяющая образованность от дикости."
Аргументы у людей железные: от "не хочу напрягаться" - до - "какой в этом всём смысл". А с каких это пор люди стали приверженцами смысла в части проведения досуга? Или что, свежий фильм непременно наделит посмотревшего смыслом, причём, без всякого напряжения?
Так вот, вернёмся к Брэдбери, пока его тоже не сдали в утиль времён. Ведь если подумать, то он просто не правильно рассчитал время и шедевр для поругания выбрал не вполне удачно. (Но это понятно, ему нужен был яркий образ.) А в остальном писатель был прав.
Настанет время, когда "Мона Лиза", прихватив друзей в старинных рамках, отправится в частные коллекции состоятельных граждан. "Свежие книги" полностью заменят собой несвежую литературную продукцию. Причём, достанется не только Шекспиру, но и авторам помоложе него лет на четыреста. С кино вообще всё просто, оно, как и театр, должно быть заточено на современное восприятие, не напрягать мозг и иметь практический смысл. Над последним придётся поработать: задействовать в процессе создания медийных лиц, тик-токеров и максимально адаптировать сценарии для нового перспективного зрителя. Висконти с Тарковским, прихватив Брессона и Куросаву, отправятся в небытие за ненадобностью. Пусть старики сперва научатся зрителя не напрягать и мотивировать, а уж потом кино снимают!
Вот тезисы, которые я собрала по сегодняшней теме в интернете:
- ничего из классики не несёт какой-то полезной или мотивационной идеи именно для меня;
- все эти фильмы и книги про людей, находящихся в совершенно иных жизненных обстоятельствах, иногда лучших, иногда худших, но, в любом случае, все это мало применимо к моей жизни и потому бесполезно;
- это только лишняя эмоциональная раскачка, а она мне не нужна;
- я перестал последнее время что-либо смотреть и читать "из старого" и не чувствую себя обделённым;
- жизнь изменилась и сейчас в литературе и кино наиболее актуальна полезная информация и живые истории о моих современниках.
На этом практическом утверждении мы, пожалуй, сегодня и закончим. Возможно, эти люди окажутся правы. И тогда тёмное прошлое скроется за поворотом, а человек с лёгким сердцем встретит своё светлое будущее. Не исключено, что когда-нибудь он вернёт старую Цивилизацию, предварительно поработав над ней.
А вы как считаете?
Что для вас улыбка жены торговца тканями начала XVI-ого века?