Найти тему
НУАР-NOIR

Слова за пределом реальности, но на грани трагедии

-2

Если проводить некое сравнение драматического фильма «Слова» (2012), то у него структура, напоминающая «Начало» Нолана, и содержание, походящее на «Простую формальность» Торнаторе. То есть история упакована в другую историю, а та в свою очередь является оболочкой третьей.

Хотя при этом лента лишена очевидной криминальной составляющей, даже факт кражи чужой рукописи подан как не как воровство, а как некое драматическое и даже трагическое стечение обстоятельств, что должно настроить зрителя «на нужную волну».

В какой-то момент забываешь, что большая часть показанного на экране – это выдумка даже внутри самого сюжетного ядра. Настолько ты начинаешь сопереживать изначально нереальным персонажам. Брайан Клагман и Ли Стернтал в своем режиссерском дебюте сделали ставку на состояние «особой рефлексии».

Обычно это достигается за счет погружения внутрь художественного произведения. Например, фильм о съемках киноленты. Книга о создании литературного романа. Картина о написании живописного полотна. То есть предпринимается попытка устранить границы между «произведением» и «творцом», приравняв к нему зрителя, который, казалось бы, должен быть лишь «наблюдателем», сторонним человеком.

При этом всём «Слова» обладают свойствами, характерными для так называемых искусствоведческих триллеров. В них объектом расследования может быть как картина («Фламандская доска», «Тайна Антуана Ватто»), так и книга («Девятые врата», «Тайна Анри Пика»). В данном случае речь идет о романе «Слова», который повествует об иной книге – «Окно слёз».

Кадр из фильма «Слова» (2012)
Кадр из фильма «Слова» (2012)

А ещё «Слова» (как фильм) пример того, когда кинолента вызвала восторг у зрителей, но в то же время была холодно встречена «профессиональными критиками», что ещё раз вызывает вопрос: а точно ли всякого рода киноведы разбираются в кино?

Вопрос отнюдь не праздный, ибо сюжет фильма как раз говорит о той грани, что проходит между талантом и посредственностью. Первый отражает жизнь и несёт людям нечто новое, второй озадачен лишь тем, как он будет выглядеть при тех или иных обстоятельствах.

Кадр из фильма «Слова» (2012)
Кадр из фильма «Слова» (2012)

Центральная фигура фильма (средней истории, спрятанной в самом центре «сюжетной матрешки») - не слишком удачливый молодой человек, который почему-то решил, что у него есть склонность к литературе. В этом не было бы ничего предосудительного, если он писал на досуге от трудов праведных.

Кадр из фильма «Слова» (2012)
Кадр из фильма «Слова» (2012)

Однако герой Бредли Купера посчитал, что способен зарабатывать этим на жизнь. К слову сказать, подобная ситуация не раз встречается в криминальном кино, достаточно вспомнить «Полный облом» (2006). Надо отметить, что наш мир пестрит писателями-неудачниками, которым собственно и сказать-то оному миру нечего.

Кадр из фильма «Слова» (2012)
Кадр из фильма «Слова» (2012)

Однако в какой-то момент в руки к Рори попадает странная рукопись, созданная давным-давно, а потому тот невольно присваивает её себе. И… Взлетает на вершину славы. И всё бы ничего, если не был жив старик, некогда создавший этот шедевр. И тому обидно не за упущенную популярность, не за отсутствующие гонорары, а за то, что трагедия его жизни стала всего лишь чьим-то трамплином к дёшевой известности.