Хештег #cleantok сейчас имеет около 30 миллиардов просмотров на платформе, однако есть аккаунт, который особенно выделяется в этом популярном тренде: midwesternmama29, у которой 3,7 миллиона подписчиков. Ее зовут Моника Брейди, она — 28-летняя мама трех девочек, живущая в сельской местности Мичигана. В интервью NYT Брэди рассказала, что у нее не было опыта работы в качестве создателя контента или инфлюенсера, прежде чем она начала публиковать ролики об уборке и организации пространства осенью 2020 года.
Когда речь заходит о блогах мам, некоторые относятся к ним со скепсисом, особенно в Instagram, где они нередко позируют со своими детьми в красивой обстановке. Но с блогом Моники все по-другому — обычно она не смотрит в камеру, позволяя видеть только ее руки. Девушка даже почти никогда не говорит на камеру — в ее роликах можно слышать звуки уборки — закрывающиеся контейнеры, холодильник, шум воды из-под крана. И такие видео действуют на многих успокаивающе.
Кэтрин Джезер-Мортон, доктор социологических наук из Университета Конкордии, которая изучает интернет и материнство, заявила, что отсутствие повествования в таких роликах является ключевым фактором: «Если бы она рассказывала, это было бы невыносимо раздражающе, потому что есть моральный императив быть чистой, особенно для женщин. Есть ощущение, что ты должна быть хорошей хозяйкой, а иметь грязный дом — это в какой-то степени моральный провал».
Погружение, даже на короткое время, в полностью организованное и эффективно управляемое цифровое пространство похоже на успокоительное. Поклонники Брейди говорят ей, что ее видео позволяют им романтизировать мирские моменты своей жизни, получать удовольствие от повторяющегося ритуала утреннего кофе так, как они не делали этого раньше.
Еще один важный момент: такие блогеры делает видимой работу по уборке и организации домашнего пространства, которая часто в противном случае недооценена. Моника снимает ролики одной рукой, потому что чувствует, что ее фанаты ценят более естественную и приемлемую эстетику. Она сама монтирует видео, а для монетизации своего контента занимается партнерским маркетингом, общаясь с рекламодателями и взаимодействуя с комментаторами; для нее это начало новой карьеры. Сейчас, по ее словам, она зарабатывает в месяц больше, чем ее муж.
Какие материалы еще можно почитать и на каких тиктокеров подписаться, если вам интересна эта тема?
— Кэтрин Джезер-Мортон написала несколько материалов об эволюции блогеров-мам за последние два десятилетия (1, 2);
— Тиктокеры, которые публикуют лайфхаки по уборке и организации пространства: quenwilliamss, thefoldinglady:
— Мег Конли, автор рассылки о домашнем быте, обратилась к сложной политике изображения домашнего труда в социальных сетях.