Школа, из которой забрали документы, пригрозила, что теперь родителей ждут постоянные проверки. Каждый месяц будут приходить учителя домой, проверять условия жизни ребёнка, успеваемость в учёбе и психологическое состояние.
Ситуация такая
Знакомая перевела сына из школы на семейную форму обучения.
Постоянные конфликты с одноклассниками, никакой уверенности в безопасности ребёнка в стенах школы. Директор и учителя не реагировали на явную проблему, а из-за тревожности мамы ситуация только усугублялась. Безнаказанные издёвки учащались.
Забрали сына на семейное обучение, так как мама сильно переживала за чадо. Документы собрали быстро, для сдачи выбрали онлайн аттестацию, прикрепились к школе. Семья знакомой положительная во всех смыслах, на учёте как неблагополучные не стоят.
В чём суть проверки?
Если школа действует исключительно в интересах ребёнка, то почему они бездействовали, когда он посещал школу и подвергался буллингу? От родителей защищать проще, чем решать детские конфликты?
К примеру, мой старший уже 3 года на семейном обучении, и к нам перестали приходить «гости» только в этом году. Очень неприятно, когда твоя семья вызывает подозрения у органов образования, мы ведь не совершаем ничего противозаконного. Выбор формы обучения есть у каждого.
Можно было бы пойти на контакт, но желание отбивает посыл, с которым устраивают проверки. Есть опасения что одна из подобных проверок приведёт к проблемам.
Помимо учебного процесса в доме живут другие члены семьи: старенькие бабушки и дедушки, отец, который приходит с ночной смены, гости проездом и миллион других подобных обстоятельств. Да и для ребёнка это тоже стресс.
Если всё хорошо, то чего бояться?
Бегать с бумажками и доказывать, что с тобой всё нормально — уже пустая трата времени и лишние нервы.
Пускать в дом посторонних людей и каждый раз чувствовать себя неугодными системе школьного образования?
В семейном образовании свой режим, отличный от очного, и настроение тоже может быть разным. У нас, например, недавно было соревнование по плаванию, и у ребёнка был стресс. Есть проблема с неврологией, по этой причине он на СО. Учебный процесс мы подстроили под эти особенности, а вот к общению с представителями школы подготовиться невозможно.
Как объяснить это ребёнку? Регулярно приходят разные тёти, составляют акты, задают вопросы.
В каком месте наших законов прописаны подобные проверки?
С каких пор учителя школы компетентны проводить их?
По каким критериям будут оцениваться все вышеперечисленные пункты?
Отвечает юрист «Хочу учиться»
1. Решение о переходе на семейное обучение принимают родители с учётом мнения ребёнка, спрашивать разрешение у школы или органов образования нет необходимости. В соответствии с положениями ФЗ об образовании ст. 17 ч. 1 п. 2, ст. 44 ч. 3 п. 2, ст. 63 ч. 5 родители лишь информируют управление образования о переходе ребёнка на СО.
2. Что касается проверок, проводимых школой.
Администрация района обязана вести учёт детей, школьного возраста, проживающих в этом районе. Не все родители ответственно подходят к своей обязанности дать детям образование. Поэтому Муниципальные образования могут принимать акты, регулирующие порядок и сроки проведения проверок детей, обучающихся на СО.
Например, в Татарстане, где базируется «Хочу учиться», в Альметьевске есть локальный акт, по которому при переходе на СО мнение ребёнка должна услышать комиссия, и только если он сам очно подтвердит своё желание, ребёнка переводят.
Однако форма, периодичность, а главное, методы контроля не должны нарушать права ребёнка и родителей на выбор формы обучения.
3. Учителя школы не компетентны и ничего проверять не могут.
4. Если к вам пришли с проверкой:
- попросите предъявить документ, на основании которого проводится проверка;
- уточните, чем вызвана проверка;
- в случае необходимости предъявите документы, подтверждающие, что ваш ребёнок прикреплён к школе для прохождения промежуточной аттестации или ГИА;
- вы должны помнить, что пускать в своё жилище или не пускать людей — это ваше право. Согласно Ст. 3 Жилищного кодекса РФ:
«Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нём на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения»
- если всё же проверка имеет документальное подтверждение, оснований от неё отказаться нет, предоставьте контролирующим органам документы, запрошенные ими, и поясните спорные вопросы.
Главное — помнить основное правило: чем более чётко вы будете выполнять требования законодательства для обеспечения получения вашим ребёнком образования, тем меньше шансов, что вас будут проверять органы образования.
Дорогие читатели, давайте обсудим некоторые вопросы:
- Считаете ли вы нормальным гиперконтроль детей на семейной форме обучения, кто этим должен заниматься и по какой форме?
- Может кто-то сталкивался с подобной ситуацией, как вы решили этот вопрос? Как отказать в таких проверках без конфликтов?
Если вас тоже интересуют альтернативные формы получения школьного образования, подписывайтесь на наш канал о семейном образовании и присоединяйтесь к обсуждению
Автор: Эмма Петрова, массажист, мама двух сыновей, старший на СО
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Читайте также другие статьи о формах обучения:
А что, так можно было? Очно-заочное обучение вместо выживания в школе. Наш опыт