Найти тему
Киношные истории

Забытый Михаил Кононов – деспот в образе ребенка

Это был замечательный актер, невероятно популярный в 70-80-е годы, а в наше время Михаила Кононова узнают только по фильму «Большая перемена», и то не все.

15 лет назад, когда его не стало, большинство телезрителей даже не заметили, что Михаил Кононов ушел, ведь он почти не давал интервью и прекратил сниматься в фильмах. Почему так произошло?

Кадр из фильма "Большая перемена". Фото в свободном доступе
Кадр из фильма "Большая перемена". Фото в свободном доступе

У Михаила Кононова остались мемуары. Неопубликованные.

Друзья говорили, там есть такие строки: «Я играл так, как чувствовал этого персонажа. Творчество идет из человеческой души, и актер волей-неволей всегда выражает те чувства, которые у него бушуют внутри, которые он исповедует. Ведь искусство – это исповедь».

Детские годы, оккупация

Москва, простая семья, где отец – швейцар в гостинице, а мать – повар. Коммунальная квартира и маленькая комнатушка. И, вот, 25 апреля 1940 года, в этой семье родился мальчик, который потом стал известным на всю огромную страну.

Через год началась война, Иван Михайлович отправился на фронт, а мать отвезла малыша в деревню под Тулой к сестре, хотела защитить его от бомбежек, думая, что в деревне безопаснее. Сама же вернулась в столицу, нужно было работать.

Потом по радио объявили, что территории вблизи Тулы оккупировали нацисты. Мария Владимировна сильно переживала, но ничего не могла сделать. Ее успокаивала лишь мысль, что с малышом ничего не случится – он ведь в рубашке родился.

Мария Владимировна с сыном Мишенькой
Мария Владимировна с сыном Мишенькой

После битвы за Москву в декабре 1941 года Тулу освободили. Женщина все бросила и поехала за сыном. В тот год были лютые морозы и много снега. Но отважная женщина смогла на санках вывезти сына из деревни через лес и кое-как уехать на попутном транспорте в столицу.

Михаил вспоминал, что мать часто рассказывала ему эту историю про оккупацию со слов тетки. Оказывается, Миша во младенчестве был очень крикливым мальчиком, и в доме у сестры, без матери, совсем распоясался.

Но когда в деревню вошли немцы, и расположились у них в избе на ночлег, Миша замолчал, даже дыхание затаил, словно чувствовал, что нельзя сейчас кричать. Сестра рассказывала, что в немцы не жалели грудничков, которые кричали по ночам, брали за ногу да об печку…

Во время учебы в Щуке
Во время учебы в Щуке

Школьные и студенческие годы

После войны мальчик пошел в столичную школу. С первых классов привлекался к занятиям в драмкружке. Вернее, сам туда спешил, и был одним из самых юных «театралов». Ходил на занятия в Дом пионеров. Спектакли были самым любимым занятием Миши.

С самого детства с ним дружил Андрей Смирнов, тоже любитель поиграть в спектаклях. Он также стал известным человеком, отучился в ВГИКе – больше всего известен как режиссер фильма «Белорусский вокзал».

Кононов же поступил в Щукинское училище, что и следовало ожидать. Юное дарование очень ценили преподаватели, вознося успехи Миши. Он учился на отлично. А вот однокурсники не любили.

Он не мог найти с ними общий язык из-за собственного характера. Мог нагрубить, совершенно не «фильтровал» свои слова, был вспыльчив. Правда, один друг у него все же был – Олег Даль, однокурсник.

Михаил Кононов и Олег Даль в фильме "Первый троллейбус".
Михаил Кононов и Олег Даль в фильме "Первый троллейбус".

Личная трагедия актера

Отец Михаила вернулся с войны, но получил много ран, поэтому прожил недолго. Мария Владимировна осталась одна, замуж больше не выходила. И Миша заботился о матери, опекал ее. Пришло время обустраивать собственную семью. Михаил привел в дом красавицу невесту. Наталья была моделью, начинала сниматься в фильмах.

Но Мария Владимировна сказала, что невестка ей не нравится. Молодым приходилось жить то в доме Миши, то у родителей Натальи. Мать Михаила часто скандалила, устраивала бойкоты. Могла не разговаривать с сыном месяцами.

-5

Однажды очередной скандал вылился в трагедию. Прошло уже 3 года со дня свадьбы. Миша стал популярным актером, в этот день у него был юбилей – 30 лет. Он и Наталья собрали стол, а мать не вышла из своей комнаты.

Михаил взял поднос, положил угощения для мамы и зашел к ней, собираясь мириться. Она лежала на полу, а рядом валялся пустой стакан. Потом выяснили, что это была жидкость для уничтожения тараканов. Врачи уже ничем помочь не смогли.

У Михаила и Натальи детей так и не появилось. Они прожили вместе 38 лет. С той поры Михаил стал еще хуже по характеру. Он заставил жену бросить работу, постоянно раздражался, был жестоким с ней, видимо, обвиняя в трагической гибели матери. Когда Наталья поднимала тему о детях, он начинал увиливать и сводил разговор к скандалу.

Михаил с женой Натальей
Михаил с женой Натальей

Фильмография актера и его тяжелый нрав

После учебы Кононов служил в Малом театре. Но ему пришлось уйти оттуда из-за ссоры с режиссером. На одной из репетиций актер начал прямо высказывать свое недовольство. слово за слово и разразился грандиозный скандал.

Уйдя из театра, Кононов начал больше сниматься в фильмах и стал достаточно востребованным, работал в Киностудии им. М. Горького.

К моменту смерти матери за плечами Михаила уже были крупные роли в кино. Дебют состоялся в киноленте «Наш общий друг» (1961), где Миша сыграл смешного чудачка маленького роста, но органично смотревшегося в кадре. Поначалу были съемки в эпизодах, а потом дела пошли в гору.

Известность актеру принесла роль чекиста в фильме «Начальник Чукотки». Фильм получился очень интересным, а молоденький чекист Алексей Бычков запомнился своим детским лицом. После этого Кононов стал получать приглашения на главные роли.

Кадр из фильма "Начальник Чукотки".  Фото в свободном доступе
Кадр из фильма "Начальник Чукотки". Фото в свободном доступе

Военная драма «На войне как на войне» в 1968 году стала одним из лучших фильмов Кононова. Он сыграл в нем младшего лейтенанта Малешкина. Были и такие шедевры советского кино, как «Андрей Рублев», «До свиданья, мальчики» и другие.

Сам же Михаил всегда считал, что лучше всего сыграл роль Фомы в «Андрее Рублеве». Ко всем ролям он подходил с высокой планкой. Если Кононову не нравился сценарий, он вступал в яростные споры, а если брался за работу – окунался в нее с головой.

В большинстве своем все роли Кононова – это простодушные, искренние, смешные и в чем-то даже глуповатые персонажи. Скорее всего, в этом виновна внешность артиста. Он всю жизнь выглядел юношей, почти ребенком.Даже голос его был немного детским. И это расстраивало Михаила.

Он хотел быть разноплановым, хотел получать приглашения на серьезные роли в серьезных фильмах. Но не получал, поэтому отказывался от многих возможностей.

Кадр из фильма "Андрей Рублев" - Фома
Кадр из фильма "Андрей Рублев" - Фома

Не хотел сниматься в «Большой перемене»

Эту непримиримость актер пронес через всю жизнь. Его с огромным трудом уговорили принять участие в съемках «Большой перемены», а ведь именно эта роль стала знаковой в фильмографии актера.

Кстати, на роль учителя Нестора Петровича изначально приглашали Андрея Мягкова, и сценарий писали специально под него. Но тот заявил, чтобы учительницу Светлану Афанасьевну играла Анастасия Вознесенская, жена Мягкова. Но ему это условие не одобрили, поэтому Мягков отказался играть.

И решили взять Кононова. Тот поначалу тоже упрямился, говоря, что Нестор – герой глупый и сценарий тоже глупый.

-9

Андрей Коренев, режиссер, в процессе съемок не раз жалел о том, что сам уговорил Кононова сниматься. Порой Михаил был просто невыносимым в своих придирках. Ругался и однажды даже ушел с площадки в разгар съемочного дня. В общем, простодушный и добрый Нестор в жизни был настоящим деспотом. И съемочной группе доставалось по полной.

Сам он говорил, что был несуразный текст и возникали совершенно непонятные ситуации, из которых приходилось выкручиваться изо всех сил. Но ему нравится актерский состав, здесь собрали всех знаменитых актеров четырех поколений: «Фильм стал успешным только благодаря им. Вот как любой бред в исполнении талантов может быть милым, обаятельным и главное, искренним».

Кадр из к/ф "Большая перемена".
Кадр из к/ф "Большая перемена".

Последние годы великого актера

Пик популярности Кононова пришелся на 70-е и до конца 80-х годов. После трагедии единственной отдушиной для Михаила осталась работа. Режиссеры высоко ценили активность актера и его мастерство, поэтому приглашали его на хорошие роли, несмотря на характер. Всего в копилке Кононова около 50 ролей в шедевральных фильмах.

В 90-е актер начал отвергать все поступавшие предложения, ему не нравились бездарные режиссеры и тупые сценарии. Кино деградировало, и новая Россия уже не нуждалась в простоватых и искренних чудаках. Даже когда совершенно не было денег, актер не соглашался принимать участие в фильмах, сценарии которых ему не нравились.

В тяжелые 90-е
В тяжелые 90-е

Надежда, устав от засидевшегося дома актера и безденежья, уехала жить на дачу. И в это время у Кононова завелась молодая «актриса», якобы ухаживающая за одиноко живущим артистом. В итоге он чуть было не потерял жилье. Жена вернулась вовремя и выгнала аферистку. Но в скором времени Михаила Ивановича подстерегли на улице и сольно избили…

-12

С того времени актер постоянно болел. В 2007 году оказался в больнице с пневмонией. Не было средств на покупку нужных лекарств, соседи по палате помогали, чем могли, а врачи даже не догадались, что у них лежит звезда советского экрана. Через две недели его не стало…

Царство небесное талантливому артисту Михаилу Ивановичу Кононову!

Вам нравится артист? Жду комментарии.