Найти тему
На берегах Терека

ТРУДНОСТИ СНАБЖЕНИЯ РОССИЙСКИХ ВОЙСК В СЕВЕРНОМ ДАГЕСТАНЕ И ОПЛАТА ПОГОНЩИКАМ ЗА ДОСТАВКУ КАЗЁННЫХ ГРУЗОВ В ГОРНЫЕ УЩЕЛЬЯ

Продолжение

Наибы имама Шамиля заняли приграничные пункты с Аварией, о чем командующий войсками в Северном Дагестане генерал барон Ф.К.Клюки-фон-Клугенау был своевременно информирован, но не имея достаточного количества войск, был вынужден ожидать следующих действий. Батальон Апшеронского полка был отведен в крепость Темир-Хан-Шура, т.к. наладить снабжение всего нескольких рот в горах оказалось занятием затруднительным, что и учитывал имам Шамиль.

Приходилось даже дрова завозить в горы Дагестана с Кумыкской плоскости, где лесных массивов не так много, или они находятся на дальнем расстоянии. Так, только доставка одной четверти (мера сыпучих тел, около 150 кг) в укрепление Хунзах обходилась в 82 копейки серебром "считая за каждую версту по 1 копейке с четверти в продолжении восьми дней, необходимых для нагрузки, разгрузки и следования туда и обратно приходилось на лошадь 10 копеек серебром в день". При перевозке грузов только для одного пехотного батальона весной 1841 г. платили по 3 рубля в серебряном эквиваленте "за лошадиный вьюк, а за ишачий 2 рубля", 23 мая из-за нехватки средств поступило распоряжение платить обыкновенные прогоны по 1 копейке за версту и четверть, за исключением времени, когда есть недостаток подножного корма в горах. Только в августе пришло разрешение давать двойную плату и за ишака с вьюком 1 рубль серебром до укрепления Зыряны, где находился батальон апшеронцев. Однако это оказалось в несколько раз меньше, чем рассчитывали погонщики, главным образом из владений шамхала Тарковского. До этого жители Кумыкской плоскости доставляли военные грузы для правительственных войск, занятых возведением укрепления у селения Чиркей. В качестве государственной повинности всего задействовали до 40.000 поездок на арбах, из них до 11.000 прошли безвозмездно (в предыдущем году жители плоскостных селений совершили до 22.000 доставок казенных грузов на арбах, из которых 16.000 не подлежали оплате).

Рихард Карлович Зоммер (Мюнхен 1866 - Россия 1939), Кавказский караван , люди, посещение, путь.
Рихард Карлович Зоммер (Мюнхен 1866 - Россия 1939), Кавказский караван , люди, посещение, путь.

Получая оплату по установленным расценкам до укрепления Зыряны, из расчета доставки 3 четвертей поклажи, перевозчик получал 4 рубля 92 копейки серебром, что считалось хорошей платой в высоких армейских штабах. Однако передвижение по равнине и по едва проходимым горным дорогам – совсем разные поездки, поэтому большинство арб и волов, "по крайней мере на месяц по возвращении не могут быть употреблены на работы". По этой причине, мирные жители, получив по 60 копеек серебром "на день за пару волов", считают каждую поездку в горы убыточной для собственного хозяйства. При вольном же найме, аналогичная доставка провианта оценивается владельцами арб на сумму не менее 35 рублей в серебряном эквиваленте. По этой причине, каждое посещение ими укрепления Хунзах на своей арбе, жители равнин считали притеснением со стороны российской администрации и это вызывало у них недовольство.

Вместе с тем, российская администрация на Кавказе обязала до 5.000 семей по Дербентскому и Кизлярскому трактам совершать ежегодно от 10.000 до 20.000 поездок с грузами на арбах совершенно бесплатно. Для них подобная государственная повинность являлась очень разорительной и к тому же они за последнее время лишились около 12.000 овец, угнанных жителями селения Чиркей в горы, не получив за них какую-либо компенсацию. Помимо вышеперечисленного, жители мирных равнинных селений беспрерывно привлекались к ремонту основных дорог, в том числе в горных ущельях со своим шанцевым инструментом. Это происходило главным образом весной и осенью, когда проводилась основная доставка казенных грузов по российским гарнизонам, что также не вело к росту их благосостояния. На них же лежала и обязанность выставлять вооруженную милицию, которая могла отсутствовать вдали от своих домов по несколько недель в году. Все это не вызывало особой радости у мирных жителей и их безмерная занятость на отбывании всевозможных государственных повинностях, служила не самым лучшим примером для горных обществ, которые к себе зазывал имам Шамиль.

Привал в степи. Ф. Рубо. Бытование.  Частная коллекция. Южная Германия.
Привал в степи. Ф. Рубо. Бытование. Частная коллекция. Южная Германия.

Во время квартирования 3-х батальонного Апшеронского полка в местечке Куба, у него был собственный транспорт из 40 арб, и военнослужащие самостоятельно доставляли причитающиеся им грузы, отправляясь за ними не далее, чем на сорок верст по ровной дороге. С переводом в Северный Дагестан штатный состав подразделения увеличился до 5 батальонов и "расположение войск распространялось на 100 верст в квадрате, половина его занимала гористую местность, а средств для продовольствия не было даже и тех, какими пользовался полк бывший в 3-х батальоном составе и располагался на одном месте".

Таким образом, снабжение правительственных войск в Нагорном Дагестане всем необходимым, становилось не легким занятием и к тому же требовало значительных расходов из российского бюджета. Отсюда и невозможность быстрого и значительного увеличения контингента армейских частей, что в свою очередь не позволяло надежно оградить горные общества от проникновения и влияния в них мюридов. С возрастанием военных действий в регионе, количество казенных грузов еще больше увеличилось, что негативно повлияло на настроения жителей мирных равнинных обществ.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.