Повесть начинается с того, что партизаны уже в мирное время едут по местам боевой славы вспоминая былое. Такие воспоминания и рассуждения на тему войны будут регулярны в этой книге. Автор спорит со своим оппонентом на тему войн, а больше зачем люди уничтожают друг друга, что ими движет в этот момент. Но больше это походит не на диалог двух людей, а на разговор автора с самим собой о наболевшем.
Война, каждый сознательный сын хочет защитить свою Родину. Семнадцатилетние мальчишки хотят попасть в партизанский отряд, но без оружия, какой ты партизан. И они раскапывают захоронения, чтобы взять из них оружие.
Идя в партизаны ребята не представляли на какую опасность подвергают свои семьи. Если только узнают фашисты или каратели, что где-то рядом находится семья партизан, то за ней сразу же начиналась охота до полного уничтожения.
Придя в партизанский отряд ребята с первых дней хлебнули военной жизни. Началось все с жесткого соблюдения дисциплины, ты отвечаешь не только за свою жизнь, но и за жизнь боевых товарищей. Романтики, которая грезилась в теплом доме за чашкой чая не оказалось. Командир был суровый - все было четко и строго.
Жили в наскоро сделанных землянках, а кто не успел накладывал ветки и корой деревьев их засыпал - буданчиками их называли. В буданчиках тоже жить можно только когда во сне вытягиваешься голые ступни на улице оказываются. Животные птицы к войне приспосабливаются, а человек чем хуже.
В одном из боев шестнадцатилетнего партизана, нашего главного героя, кантузило. После артобстрела он увидел товарища с оторванной ногой. Не помня себя он пытался поймать дергавшийся обрубок, остаток ноги и перевязать его. Конечно же товарищь умер, но тогда казалось, что перевязка остатка ноги непременно спасет его.
Немцы прорвались и пошли в наступление, наш юный партизан первый раз оказался в такой заварухе не понимал, что происходит и о детски искал, где спрятаться. Увидев поваленную сосну он вдвоем со своей спутницей, которая в отряде помогала раненым, спрятались под нее, благодаря чему остались живы.
После того как все стихло решили искать свой отряд. В лесу по пути встречали множество людей одетых во что попало, видимо в чем были в том и убежали от фашистов. Люди стояли в лесу прижимая к себе детей смотря сквозь ветки деревьев наго рящие дома.
Фашисты начинали устраивать блокаду, сжимая ее кольцо сжигали все на своем пути. Флера с Глашей решил пробираться к своей деревне, но их застала ночь пришлось спать засыпавшись лапником от елей, которые очень кололись. На утро выйдя к деревне. ашли ее сожженой. В обгоревших печах нашли горшочки с остатками еды, поели их руками и двинулись дальше искать отряд. Тогда еще Флера не знал, что его мать с сестрами сожгли фашисты вместе с домом, он надеялся, что их угнали в один из лагерей.
Пробиаясь через болота, набрели на островок со спасающимися людьми. Много было женщин, детей и раненых сидели тих без костров, чтобы не выдать место. Некоторые дети были распухшие от укусов комаров, которых в болотах было великое множество.
На острове была страшная картина, лежал на земле полусгоревший дед, но еще живой. Когда фашисты всю деревню согнали в хлев и подожгли его, деду удалось как то выбраться. Он потом ползал за фашистами и упрашивал убить его, но они смеялись над ним, - живи дед, оставайся на размножение.
Остались на острове. Еда зканчивалась, пошли на поиски и нарвались на засаду, всех положили Флеру взяли в плен. Пригнали в близлежащую дерервню. В итоге всех жителей деревни собрали в амбаре и начали амбар обливать бензином. Дети стали спрашивать взрослых - мама, а гореть это больно. Взрослые молчали и начали раздеваться и раздевать детей, чтобы не мучиться от горящей одежды на теле. Фашисты предложили выйти но только без детей, да кто их оставит.
Флера и еще нескоько человек вылезли их ничего не держало в этом амбаре и его подожгли. Многие стали выкидывать детей в окно амбара, но фашисты заведомо под окном развели огромный костер и родители не подозреввали, что детей выкидывают именно в него.
Фашисты уничтожали детей с особой яростью, потому что один Европейский ученый подсчитал, что ребенок в сутки съедает хлеба в два раза больше чем взрослый, а это непредвиденные расходы.
После оказалось, что нас оставили в живых, чтобы мы гнали скотину, которую фашисты забрали в деревне. Но по дороге фашисты сами напали на засаду партизан мы оказались свободны.
Прорываясь из блокады мы шли по горевшим торфяникам, которые подожгли фашисты. Мы встретили людей, которые жили в торфяниках роя там норы. Спать кконечно же страшно, постоянно горит да и просыпаешься от того, что уже наполовину засыпан торфом или он уже в носу, во рту, в ушах. После мы вырвались из блокады.
Уже в мирное время я встретился с Глашей и она рассказала о своей судьбе. Каратели добрались и до острова на котором они прятались. Раненые партизаны подползали к мешку с толом на котором лежали гранаты, чтобы не достаться врагу живыми. Мешок с толом был для раненых единственным спасением и поэтому на их лицах мы видели лики просветления.
Над Нашим человеком можно издеваться в концлагерях, замораживать во льду, жечь в домах, но когда наступит предел - сами потом не скулите.