Найти тему
БЛОКНОТ ЖЕНИ БОРИСОВОЙ

Двое мужчин и ни одного счастья

Сходили с мужем на спектакль "Лондонский треугольник" в театр Школа современной пьесы. И я узнала об одном любовном треугольнике, о котором раньше не слышала.

Оказалось, у двух русских издателей Герцена и Огарева была... общая жена. Ну, то есть с женой Натальей Тучковой Николай Огарёв приехал в Лондон, в дом к своему другу Александру Герцену. У Герцена за несколько лет до этого умерла жена, остались трое детей, и Натали решила заменить им мать. Пока Герцен и Огарёв придумывали и издавали газету "Колокол", обсуждали общественный строй России и проповедовали принципы свободы, Наталья занималась детьми и влюблялась в Герцена.

В общем, Натали и Александр в итоге стали сожительствовать, Огарев об этом практически сразу узнал. Однако мужская дружба от этого не пострадала. Зато со спокойной жизнью распрощались все трое.

Натали, оставаясь женой Огарева, родила Герцену троих детей. Все вокруг считали их детьми Огарёва. Женщина очень страдала от своего неопределенного положения, настроила старших детей Александра против себя. И, насколько я почитала о ней, была она дамой эгоистичной, взрывной, скандальной. Беспокойной душой, короче. В спектакле Герцен говорит: "Хотя бы за полгода спокойной семейной жизни я отдал бы 5 лет".

Огарев при этом сошёлся с девушкой с лондонского "дна", и прожил с ней впоследствии больше 20 лет, умер у неё на руках. Натали страшно ревновала своего мужа к этой падшей женщине. Сама же то сходилась, то расходилась с Герценом, а после его смерти и трагической смерти своих детей вернулась в Россию. Здесь она прожила в одиночестве ещё почти 40 лет.

Совершенно трагическая судьба, о которой я никогда не слышала.

Интересно, что ситуация "двоемужия" в истории российской литературы не уникальна. Много лет назад я читала мемуары Авдотьи Панаевой, жены издателя Панаева. Уникальность этой женщины была в том, что, приютив в своём доме молодого поэта Николая Некрасова, Авдотья стала сожительствовать и с Некрасовым. И долгое время жила фактически с двумя мужчинами под одной крышей.

Была ли она счастлива? Нет, тоже нет.

Мы с мужем по дороге из театра даже поругались. Он посчитал, что Натали изображена слишком истеричной и недалекой женщиной. Что она слишком контрастировала с двумя дворянами-интеллигентами. А мне как раз понравилось. Я поняла, что Натали стала заложницей своих эмоций, своей слабости, ни муж, ни Герцен ничего не сделали для того, чтобы исправить ситуацию ещё на этапе её созревания, оба пошли у неё на поводу. И пока она "воевала" с детьми, они радовались отмене крепостного права в России. Не чувства и желания Натали были у них в приоритете, скажем так. Между ними была целая пропасть, при этом ни у кого из них не было личного счастья.

В финальном монологе актриса, игравшая Наталю Тучкову, плакала. Она рассказывала о том, как умерли её дети, как она осталась одна и как была несчастна. И спрашивала у Бога, за что он так её наказал.

И было очевидно, что героиня не видела ни в чём своей вины, не понимала, почему так сложилось. Хотя по ходу спектакля было очевидно, что именно своими поступками и своими скандалами она сама всё портила. И я, признаться, тоже плакала. И из-за смерти детей. И из-за того, что человек не ведает, что творит. И ощущая, что несчастен, не понимает, как жить по-другому. Не может выйти за рамки собственных эмоций, собственных горизонтов.

Артисты на поклоне.
Артисты на поклоне.

И это, к сожалению, явление вне времени.