Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: советские «самолеты поля боя» (01)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Не только в немецкой, но и в советской авиации уделялось большое внимание так называемым «самолетам поля боя» - машинам непосредственной воздушной поддержки сухопутных войск. Тем самолетам ближней разведки, легким бомбардировщикам и штурмовикам, которые имели огромное значение для успешного ведения полевых сражений.

Однако при понимании роли авиации непосредственной поддержки, взгляды командования советских ВВС несколько отличались от взглядов немцев. Так, в Люфтваффе очень важной считалась работа воздушных разведчиков, имеющих непосредственную радиосвязь со штабами наземных войск; и поэтому в германской авиации даже в начале войны число специализированных разведывательных самолетов, оснащенных необходимой фото- и радиоаппаратурой, составляло 12,3% от общей численности авиации. В советских же ВВС численность разведывательных самолетов не превышала 3,2%; при этом даже это небольшое число машин практически не относилось к специализированным разведчикам и, как правило, не имело ни фото, ни радиоаппаратуры. В СССР предпочитали строить многоцелевые машины, которые в зависимости от сложившейся ситуации можно было использовать и как разведчики, и как легкие бомбардировщики, и как штурмовики. Боевой опыт показал, что эта оправданная с точки зрения экономии концепция универсальности приводит к более низкой эффективности работы многоцелевых машин по сравнению со специализированными самолетами, что заставило советскую авиацию перестраиваться уже в ходе войны.

Многоцелевой (разведчик, бомбардировщик и штурмовик) Р-5 (Р-5ССС и Р-Z)

-2

Конструкция, производство:

Одномоторный цельнодеревянный биплан с фанерно-полотняной обшивкой, открытой кабиной и неубирающимися шасси. Разработан в 1928 г.; серийное производство 1930 – 1937 гг. Производился и в военном, и в гражданском вариантах. Всего изготовлено 6.826 самолетов. Из них военных: 4.914 Р-5, 620 Р-5ССС и 1.031 Р-Z).

ТТХ Р-5 (4.914 экземпляров):

Двигатель: М-17б на 500 л.с. Максимальная скорость на высоте 3.000 м: 230 км/ч. Потолок: 6.400 м. Дальность: 1.000 км. Подъем на 3.000 м – 10,77 мин. Вес пустого - 1.965 кг; вес взлетный: 2.730 кг. Вооружение: 2х7,62-мм пулемета (1 ПВ вперед, 1 ДА подвижный назад). В варианте штурмовика под нижним крылом вперед ставились 4х7,62-мм пулемета ПВ. Бомбы 300 кг. Экипаж 2 человека.

ТТХ Р-Z (1.031 самолет):

Двигатель: М-34РН на 750 л.с. Максимальная скорость: 316 км/ч; у земли 276 км/ч. Потолок: 8.700 м. Дальность: 1.300 км. Подъем на 3.000 м – 6,6 мин. Вес пустого - 2.180 кг; вес взлетный: 3.150 кг. Вооружение: 2х7,62-мм пулемета (1 ПВ или ШКАС вперед, 1 ШКАС подвижный назад). В варианте штурмовика под нижним крылом вперед ставились 4х7,62-мм пулемета ШКАС. Бомбы 500 кг. Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Р-5 – самый массовый в СССР 30-х гг. самолет многоцелевого класса. Дешевый и технологичный, простой в пилотировании, устойчивый и хорошо управляемый на всех режимах полета, несложный в эксплуатации и ремонте, Р-5 был способен взлетать даже с маленьких, плохо оборудованных аэродромов. Для рубежа 20 – 30-х годов Р-5 обладал хорошими техническими характеристиками; однако к середине 30-х гг. он начал устаревать, и был модернизирован в Р-5ССС (Скоростной, Скорострельный, Скороподъемный). На Р-5ССС поставили форсированный мотор М-17ф, улучшили аэродинамику установкой обтекателей колес, и усилили вооружение (пулеметы ПВ и ДА заменили на скорострельные ШКАС). Однако эта модернизация летных качеств почти не изменила (скорость возросла всего на 5 км/ч, а высотность – на 200 м; правда вес бомбовой нагрузки увеличился до 500 кг). Поэтому в 1935 Поликарпов провел более коренную переработку конструкции, создав версию Р-Z. «Р-Зеты» получили более мощный мотор, немного уменьшенную площадь крыльев, значительно укороченный фюзеляж и полузакрытую кабину с экранированной турелью. Все это заметно улучшило летные данные «Р-Зетов» по сравнению с Р-5ССС, выпуск которых был сразу прекращен в пользу новой модификации.

Боевое применение:

Очень популярный в СССР многоцелевой Р-5, а затем и его улучшенные версии Р-5ССС и Р-Z, широко использовались практически во всех военных конфликтах, в которых пришлось участвовать Советскому Союзу. Начиная со схваток с басмачами в 1931, Р-5 применялись как разведчики, легкие бомбардировщики и штурмовики на Хасане, Халхин-Голе, в Испании и в Зимней войне с Финляндией. Правда, уже эти бои 1936-1940 гг. показали, что тихоходный и слабо вооруженный биплан представляет удобную цель для зенитчиков и истребителей нового поколения. Тем не менее, самолет довольно широко применялся и в начальный период Великой Отечественной войны для внезапных бомбово-штурмовых ударов с малых высот по противнику с быстрым уходом на свою территорию. Но так как атаки устаревших бипланов обычно сопровождались большими потерями, их вскоре перевели в ночные бомбардировщики: осенью 1941 было сформировано 27 авиаполков с Р-5 и 5 полков с Р-Z для ночных бомбовых ударов. И эти самолеты сыграли определенную роль в битве за Москву, нанеся немцам довольно существенный урон. В таком качестве Р-5 и «Р-Зеты» применялись до середины 1943 г. Кроме того, часть Р-5 использовались как транспортные – в первую очередь для снабжения партизанских отрядов, которым они за время войны доставили сотни тонн различных припасов и оружия.

Многоцелевой (разведчик и бомбардировщик) Р-10

-3

Конструкция, производство:

Одномоторный низкоплан деревянной конструкции с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: 1937 – 1939 гг. Всего изготовлено 528 самолетов.

ТТХ Р-10:

Двигатель: М-25В на 750 л.с. Максимальная скорость: 370 км/ч; у земли 340 км/ч. Потолок: 7.000 м. Дальность: 1.300 км. Подъем на 5.000 м – 6,6 мин. Вес пустого - 2.135 кг; вес взлетный: 3.200 кг. Вооружение: 3х7,62-мм пулемета ШКАС (2 вперед, 1 подвижный назад). Бомбы 300 кг. Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Р-10 создавался как многоцелевой самолет и представлял собой военный вариант пассажирского самолета ХАИ-1. Имел более высокую скорость и дальность полета, чем бипланы того же назначения типа Р-5 и Р-Z. Но к началу Великой Отечественной войны тоже безнадежно устарел.

Боевое применение:

Самолет использовался как ближний разведчик и легкий бомбардировщик на Халхин-Голе в 1939 г., в Зимней войне с Финляндией 1939-1940 гг., и в начальный период Великой Отечественной войны. В 1941 из-за своей устарелости нес тяжелые потери, поэтому к 1942 г. был переведен в учебные.

Легкий штурмовик И-152 (И-15бис)

-4

Конструкция, производство:

Биплан смешанной конструкции с открытой кабиной и неубирающимися шасси. Строился как истребитель; перед войной переквалифицирован в легкий штурмовик. Серийное производство: 1937 – 1939 гг. Всего изготовлено 2.408 самолетов.

ТТХ И-152 (И-15бис):

Двигатель: М-25В на 750 л.с. Максимальная скорость: 379 км/ч; у земли 327 км/ч. Потолок: 9.100 м. Дальность: 530 км. Время виража – 10,5 секунд. Подъем на 5.000 м – 6,6 мин. Вес пустого - 1.310 кг; вес взлетный: 1.730 кг. Вооружение: 4х7,62-мм пулемета ПВ. Бомбы 150-200 кг. Экипаж 1 человек.

Боевые качества:

Истребитель-биплан И-152 - вторая, несколько измененная версия биплана И-15 (из-за чего к нему и «приклеилось» еще одно называние - И-15бис). Изменения заключались в установке более мощного и тяжелого двигателя, и обычного прямого крыла вместо прежней «чайки», считавшейся причиной путевого рысканья предыдущей модели. Потяжелевший истребитель стал несколько устойчивее на курсе; правда, немного снизились маневренность машины, ее скороподъемность и потолок. Вооружение состояло из 4х7,62-мм пулеметов ПВ – авиационного варианта старого пехотного пулемета «Максим», переделанного под воздушное охлаждение. Благодаря количеству стволов «бис» имел вполне приличный вес бортового залпа (1,44 кг металла за 3 секунды); к тому же на всех И-15бис под нижним крылом стояли по четыре бомбодержателя (самолеты могли нести от 150 до 200 кг бомб). А так как уже на Халхин-Голе И-152 не могли вести успешный бой даже с не самыми лучшими, японскими истребителями того времени, советское командование в июле 1939 переквалифицировало этот самолет в легкий штурмовик. Применение И-15бис по наземным целям оказалось довольно успешным, что позволило этой машине оставаться в войсках вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Боевое применение:

И-152 в качестве истребителя участвовал в боях в Испании и в Китае; а так же на Халхин-Голе, где его из-за быстро наступившей устарелости и переквалифицировали в штурмовик. Благодаря успешности штурмовок наземных целей «бис» к началу Великой Отечественной войны еще оставался на вооружении пяти штурмовых полков (207 самолетов), и довольно активно использовался в боях против немцев. Правда, при этом И-152 нес ощутимые потери – ведь «бис» (как и его переведенный в штурмовики соратник И-153) совершенно не имел бронирования жизненно важных частей, и сильно страдал от зенитного огня. Из-за огромных потерь уже в 1942 в ВВС оставалось всего два полка, вооруженных «бисами», а к началу 1943 эти самолеты полностью исчезли из советской авиации, замененные более совершенными бронированными штурмовиками Ил-2.

Многоцелевой (легкий бомбардировщик, штурмовик и разведчик) Су-2

-5

Конструкция, производство:

Одномоторный цельнометаллический низкоплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси (серийные машины имели деревянный фюзеляж). Серийное производство: март 1939 – апрель 1942 гг. Всего изготовлено 877 самолетов в двух вариантах (Су-2 и Су-4).

ТТХ Су-2:

Двигатель: М-88 на 1.100 л.с. Максимальная скорость: 468 км/ч; у земли 375 км/ч. Потолок: 9.000 м. Дальность: 1.190 км. Подъем на 5.000 м – 11,3 мин. Вес пустого - 2.970 кг; вес взлетный: 4.345 кг. Вооружение: 6х7,62-мм пулеметов ШКАС (4 вперед, 1 турельный назад-вверх, 1 назад-вниз). Бомбы от 400 (стандарт) до 600 (максимально) кг, или 10 реактивных снарядов (РС-82 или РС-132). Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Су-2, поначалу именовавшиеся ББ-1, значительно превосходили по летным и боевым качествам Р-5, Р-Z и Р-10. Тем не менее, они из-за отсутствия брони значительно уступали в живучести более новым бронированным штурмовикам Ил-2, да и защитное вооружение у них было довольно слабым. Поэтому Су-2 несли большие потери от атак немецких истребителей и от зенитного огня. Последние серии получили более мощный мотор М-90 на 2.100 л.с., увеличивший скорость до 540 км/ч (эти серии маркировались как Су-4).

Боевое применение:

Су-2 применялся с первых дней войны как дневной бомбардировщик, штурмовик и ближний разведчик (иногда даже как истребитель). При этом в первые недели боев «Сушки» довольно часто подвергались атакам не только немецких, но и советских истребителей – Су-2 был засекреченным, и пилоты ВВС не имели о нем представления, принимая незнакомый силуэт за вражеский самолет. В частности, 22.06.1941 первая победа будущего аса А.И. Покрышкина была одержана именно над советским Су-2…

Затем эти самолеты, большинство которых было сконцентрировано на южных участках советско-германского фронта, активно использовались под Сталинградом и в Кубанской битве, где они сыграли довольно важную роль. Однако к осени 1943 все Су-2 были заменены на Ил-2, более эффективные в выполнении штурмовых задач.

Ближний бомбардировщик ББ-22 (Як-2/Як-4)

-6

Конструкция, производство:

Двухмоторный моноплан смешанной конструкции с двухкилевым оперением, закрытой кабиной и убирающимися шасси. Серийное производство: декабрь 1939 – февраль 1941 гг. Всего изготовлено 201 (по другим сведениям около 600) самолетов в двух вариантах ББ-22 (позже назван Як-2) и ББ-22бис (позже – Як-4).

ТТХ Як-4:

Двигатели: 2хМ-105 по 1.050 л.с. каждый. Максимальная скорость: 533 км/ч; у земли 458 км/ч. Потолок: 9.700 м. Дальность: 925 км (с бомбами 740 км). Подъем на 5.000 м – 6,5 мин. Вес пустого - 4.650 кг; вес взлетный: 6.115 кг. Вооружение: 2х7,62-мм пулемета ШКАС. Бомбы от 400 (стандарт) до 600 (максимально) кг. Экипаж 2 человека.

Боевые качества:

Изначально самолет создавался как многоцелевой, но в связи с необходимостью замены устаревшего СБ был перепроектирован в ближний бомбардировщик ББ-22. Однако в связи с переработкой проекта летные качества машины ухудшились (тем не менее, ББ-22 спешно выпускался сразу на двух авиазаводах). Для повышения данных на самолет стали устанавливать более мощные моторы М-105; эта версия получила обозначение ББ-22бис (на ББ-22 стояли моторы М-103 на 960 л.с.). Скорость и скороподъемность улучшились, однако строгость в пилотировании, свойственная и ББ-22, сохранилась. В конце 1940 г самолеты были переименованы (по имени их конструктора А.С. Яковлева) в Як-2 и Як-4. Но вскоре производство этих самолетов было прекращено в пользу принятого на вооружение бомбардировщика Пе-2, который превзошел Як2/Як-4 по всем параметрам.

Боевое применение:

Як-2 и Як-4 применялись (в основном на Украине) с первых дней войны в качестве легких бомбардировщиков и разведчиков; но уже к концу 1941 г. почти все эти самолеты погибли в боях.

-7

2МВ: советские тяжелые и дальние бомбардировщики

2МВ: советские фронтовые бомбардировщики

2МВ: советские «самолеты поля боя» (02)

2МВ. ВВС СССР: истребители 1941-1942 гг. (1)

2МВ: самолеты поля боя Люфтваффе (1939-1941 гг.)

2МВ: «самолеты поля боя» Люфтваффе (1942-1945 гг.)

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.