Найти в Дзене
*Соцрежим

"Поднятая целина" Михаила Шолохова: "А в колхозе как они будут жить? Распрекрасно!"

Есть ли в романе донского писателя пропаганда советского режима?

Книгу с невзрачной для детского глаза обложкой я взяла из родительского книжного шкафа в свои 6 лет. Еле отыскала фото той обложки в интернете:

-2

Не справилась с любопытством, потому что видела - мама её читает и заливисто смеётся. С усердием одолела четыре страницы, смешно не стало и я отложила книгу лет на шесть. Но со второй попытки глотала её большими кусками взахлёб!

Зачем это предисловие. К тому возрасту уже знала от бабушки, что её родителей раскулачили, и как это было. Но мне история семьи ни тогда, ни сейчас не мешает читать "Поднятую целину".

Потому что пропаганда советской жизни в ней всё же есть. Но, во-первых, она не агрессивная и её капелька. Во-вторых, советской - не значит большевистской.

Оппоненты в интернете всегда цитируют слова героев романа. Никогда меня не устраивали подобные аргументы в рецензиях любых книг.

-3

А что, выражаясь по-книжному, вкладывать в уста персонажей, представляющих разные точки зрения? Пусть Гитлер рассуждает так же как советский солдат?..

В названии статьи цитата из выступления Макара Нагульнова, секретаря местной партячейки.

Авторского одобрения в сценах того же раскулачивания я не чувствую. По-моему, автор наблюдает со стороны. А почему нет? Это гражданские отношения, и там у каждого своя правда.

-4

Если обработанные пропагандой, не очень образованные для формирования собственного мнения, но не убивают, не куражатся в мести, то какой с них спрос?.. Интернета не было - каждый день новости не почитаешь, персоны не помониторишь. Кто приехал со своей правдой, того и слушай, выбор не большой. А приезжали речистые!..

И ещё раз: говорю не обо всём многообразии отношений во время Гражданской войны в России, а только о конкретном произведении.

А страницы, на которых сложно не засмеяться, в основном, с участием деда Щукаря - персонажа, на которого возложена участь явить бедняка, промыкавшего горькую жизнь до старости и вдруг шкурой почуявшего возможность социальной справедливости. Это смех и грех, да.

-5

Напомню сцену для поднятия настроения читателям (надеюсь на такую реакцию):

— Ну, что ты мне рот зажимаешь и слова не даешь сказать? Я же не про тебя говорю, не тебе отлуп делаю! Ну и помолчи, потому что партия указывает — изо всех силов разводить критику и самокритику. А что есть самокритика? По-русски сказать — это самочинная критика А что это обозначает? А это обозначает то, что должен ты щипать человека, как и за какое место вздумаешь, но чтобы непременно до болятки! Щипай его, сукиного сына, так, чтобы он соленым потом взмок от головы до пяток! Вот что обозначает слово самокритика, я так понимаю.
   — Стой, дед! — решительно прервал его Нагульнов. — Ты не искажай слова, как тебе вздумается! Самокритика — это означает самого себя критиковать, вот что это такое. На колхозном собрании будешь ты выступать, вот тогда ты и щипай самого себя, как тебе вздумается и за какое угодно место, а пока уймись и сиди смирно.
   — Нет, это ты уймись и критику мою мне обратно в рот не запихивай! — разгорячась, закричал фальцетом дед Щукарь. — Больно уж ты умен, Макарушка! С какого же это пятерика я сам на себя буду всякую всячину переть? И чего ради я сам на себя буду наговаривать? Дураки при Советской власти перевелись!.. Старые перевелись, а сколько новых народилось — не счесть! Их и при Советской власти не сеют, а они сами, как жито-падалица, родятся во всю ивановскую, никакого удержу на этот урожай нету! Взять хотя бы тебя, Макарушка...

А вот как Щукарь опозорился с жеребцами, которых отправили в табун кобылок:

Прибыл я к месту назначения, разбили табун на два косяка, а женихи мои на кобылок и не глядят, только травку стригут зубами безо всякой устали… Круглый ноль внимания на своих невест! Вот это, думаю, дело! Вот это я влип в срамоту со своими призводителями. Я и овса даю им в полную меру, а они, один черт, и не поглядывают на кобылок.
День не глядят и второй — тоже. Мне уже возле этих бедных кобылок ходить неловко, иду мимо и отворачиваюсь от стыда, не могу им в глаза глядеть, да и баста!