Может ли кладбище восприниматься как памятник архитектуры? Как Польский театр интерпретировал трагедию Холокоста? Где найти экспонаты «Исчезнувшего музея»? На эти и другие вопросы отвечают книги, рассказывающие о другой стороне искусства: хищении шедевров, расследованиях, кладбищах – хранителях истинных произведений искусства. Журнал «Точка ART» представляет обзор, в который вошли пять самых интригующих книг, с которыми не скучно будет провести эту зиму.
Ольга Матич «Музеи смерти. Парижские и московские кладбища»
Издательство: «Новое литературное обозрение»
Технические характеристики: 140х215 мм, 280 страниц, твердый переплет, черно–белые иллюстрации
Язык: русский
Год: 2021
Ольга Матич – культуролог и литературовед, профессор emeritus Калифорнийского университета в Беркли. В своей книге она преподносит кладбища Парижа и Москвы не только как ценные памятники истории, но и как уникальные музеи искусства со своими архитектурными особенностями и художественной самобытностью. Пер-Лашез, Монпарнас, Монмартр и Пасси – в Париже, кладбища Донское, Новодевичье, Введенское и Ваганьковское – в Москве предстанут перед читателями совершенно в другом виде.
В этой книге описаны истории появления кладбищ, захоронений, развития их архитектурных элементов, что в итоге рисует картину того, как менялось отношение человечества к погребальной культуре. Ольга Матич обращает внимание читателей на архитектуру и скульптуру тех мест, где проходят погребения и хранится многовековая местная история. Эта книга будет интересна как заядлым любителям кладбищенской архитектуры, так и читателям, которые интересуются искусством и его историей.
Читать главу из книги.
Гектор Фелисиано «Исчезнувший музей»
Издательство: «СЛОВО/SLOVO»
Технические характеристики: 140х215 мм, 448 страниц, переплет, иллюстрации
Язык: русский
Год: 2021
«Я попытался проследить запутанную судьбу некоторых утраченных или утерянных произведений и таким образом показать, как уже после войны многие бесценные работы могли затеряться на просторах художественных рынков Европы и США из–за попустительства – случайного или сознательного — или просто небрежности со стороны торговцев, аукционных домов, музейных хранителей, историков искусства и международных экспертов», – Гектор Фелисиано
Гектор Фелисиано – американский журналист и писатель, лауреат шорт-листа Пулитцеровской премии, был членом Экспертного Комитета Президентской комиссии по вопросам имущества жертв Холокоста в Соединенных Штатах, а также организовал Первый международный симпозиум по культурным ценностям и наследию в Колумбийском университете в 1999 году. Его «Исчезнувший музей» – это подлинная история хищений мировых шедевров искусства нацистами во время Второй мировой войны.
В своей книге Фелисиано расследует пропажи картин из коллекции парижского торговца Поля Розенберга, банкиров Ротшильдов и Дэвид–Вейлов, братьев-маршанов Бернхейм-Жёнов, коллекционера Альфонса Канна и других. Ценность этой книги в том, что благодаря автору некоторым наследникам, действительно, удалось вернуть семейные реликвии. Гектор Фелисиано особое внимание обращает на роль Швейцарии в разграблении Франции.
Именно эта книга попала в шорт-лист Пулитцеровской премии. «Исчезнувший музей» – это достоверная история мирового искусства, раскрывающая реальные факты и помогающая осознать всю ценность шедевров, судьба к которым оказалась неблагосклонна.
Читать главу из книги.
Марчелло Симонетта «Загадка Монтефельтро. Династия Медичи»
Издательство: «СЛОВО/SLOVO»
Технические характеристики: 165х240х20 мм, 288 страниц, переплет, иллюстрации
Язык: русский
Год: 2021
«При написании этой книги я держал в уме и стихи Данте, и слова Макиавелли. Рассказывая о заговоре, имевшем место пять веков назад, рискуешь показаться недостоверным. Наша история, и История, в которую она уходит корнями, абсолютно правдива и невероятно хорошо задокументирована. Молва о ее героях звучит и сегодня и будет звучать "до конца света"» Марчелло Симонетта
«Загадка Монтефельтро. Династия Медичи» входит в серию книг «Искусство Ренессанса». Марчелло Симонетта – итальянский ученый, профессор истории и литературы эпохи Возрождения, доктор философии, научный сотрудник проекта архива Медичи во Флоренции. Его книга посвящена династии Медичи – меценатов, покровителей искусств и правителям Флоренции эпохи Ренессанса. В ней есть все: история о дружбе и предательстве, политические козни и месть, знаменитые шедевры мирового искусства.
«Загадка Монтефельтро. Династия Медичи» – настоящее историческое расследование, в котором Симонетта разгадывает тайну обстоятельств свержения власти могущественной династии. Исследование автора можно считать достоверным, так как оно основано на расшифровке секретного письма Федерико да Монтефельтро, герцога Урбино Папе римскому Сиксту IV. Таким образом, Марчелло Симонетта разгадывает давнюю тайну эпохи Возрождения, вынося обвинительный приговор выдающемуся правителю города Урбино.
Читать главу из книги.
Гжегож Низелёк «Польский театр катастрофы»
Издательство: «Новое литературное обозрение»
Технические характеристики: 165х240 мм, 624 страницы, твердый переплет, черно–белые иллюстрации
Язык: русский
Год: 2021
Гжегож Низелёк – профессор Ягеллонского университета в Кракове, заведующий кафедрой театра и драмы, посвятил свою книгу теме трагедии Холокоста на примере Польши. Автор связывает Катастрофу и польский театр, раскрывая проблему «слепоты» театра по отношению к случившемуся. В основу книги положены понятия памяти и беспамятства, знания и его отсутствия, а также идея приобщения людей искусства к тем событиям, что происходят за стенами театра.
По мнению автора, основой выдающихся явлений послевоенного польского театра являются спектакли Леона Шиллера, Ежи Гротовского, Юзефа Шайны и других, кто касался темы Катастрофы в своем творчестве, не закрывая глаз на происходящее вокруг. «Польский театр катастрофы» – книга о напряженных отношениях между искусством и трагедией, которая позволяет понять читателю место творчества в истории и жизни человечества.
Читать главу из книги.
Оливия Лэнг «Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайной ситуации»
Издательство: «Ad Marginem»
Технические характеристики: 130х185 мм, 432 страницы, мягкий переплет
Язык: русский
Год: 2021
Книга представляет собой сборник коротких текстов, написанных Оливией Лэнг в период с 2011-го по 2019 год. Она написана в формате газетных колонок, эссе, писем и диалогов с друзьями. Названо произведение «Непредсказуемая погода» потому, что автор рассказывает об искусстве, перформансах и событиях, которые происходят на фоне тревожных событий – той самой «изменчивой погоды». Оливия показывает, как творится подлинное искусство: оно выступает и как причина происходящего вокруг, и как следствие событий, а главное, как единственное спасение от трагедий и ужасов, которые творятся в мире.
«Непредсказуемая погода. Искусство в чрезвычайной ситуации» содержит много личных историй, эмоций и чувств. Ностальгические воспоминания, мысли, признания в любви в итоге складываются в единое целое: проникновенную хронику искусства в не самые благоприятные моменты жизни. Эта книга придется по вкусу как людям творчества, теоретикам искусства и всем тем, кто крутится в арт-сфере, так и обычным читателям. Ведь формат эссе читается на одном дыхании, а дизайн книги так и располагает к ее прочтению.
Читать главу из книги.
#книжная полка #книги #что читать