«Можно вычислить гораздо менее многочисленные, но тоже существующие два дивизиона — это партия Пруста и партия Джойса. То есть те люди, которые в состоянии прочесть “Улисса”, и те люди, которые в состоянии прочесть “Поиски утраченного времени”», — считает политолог Екатерина Шульман.
Что ж, про Джеймса Джойса и «Улисса» мы уже писали. Пришло время Марселя Пруста и его эпопеи «В поисках утраченного времени».
Под влиянием гения Пруста и его огромного романа творили и продолжают творить авторы совершенно разных стран. Хотя это колоссальное влияние ощущают не только писатели. Роман «В поисках утраченного времени» невольно стал лакмусовой бумажкой, по которой современные интеллектуалы разделяют людей на «своих» и «чужих».
Марселю Прусту удалось написать по-настоящему великую книгу, значимость которой ощущают даже те, кто беспощадно критикует её. «В поисках утраченного времени» — это роман, о котором говорили в XX веке, о котором говорят сейчас и продолжат говорить ещё через сто лет.
Чтобы знакомство с главной книгой Марселя Пруста стало проще — читайте наше интервью с кандидатом филологических наук Пермского классического университета Ингой Валерьевной Сусловой, которая специализируется на творчестве этого автора.
Далее передаем читателя в руки Инге Валерьевне, монолог которой лишь иногда будем прерывать небольшими вопросами и комментариями.
— Зачем читать «В поисках утраченного времени»?
— Можно не читать. Особенно это не нужно делать насильно. Я даже студентам говорю о том, что Пруст вообще не виноват. Он был не в курсе, что его будут читать.
Но можно выделить несколько причин, по которым читать роман будет интересно. Во-первых, сейчас развивается увлечение «культурой повседневности» (изучение того, как элементы повседневной жизни влияют на развитие общества, — прим. редакции). Пруст очень интересен через призму этой проблемы: в его романе детально воссоздаётся атмосфера прекрасной эпохи (причём не просто прекрасной, но и невероятно значимой — рубеж XIX и XX века, — прим. редакции). Мода, атмосферные места Парижа, аристократические салоны, рестораны, модные блюда, напитки. Пруст — уникальный источник (описания быта французского высшего общества, — прим. редакции).
Некоторые готовят по старым рецептам. Из «Поисков утраченного времени» особенно любят пирожные мадлен и липовый чай. Поиски рецептов старых блюд тоже могут стать толчком к чтению романа.
С другой стороны, в романе есть экзистенциальный смысл, особенно близкий зрелым людям. Как бороться с кризисами ранних периодов жизни? Как бороться со страхами? Как собрать себя и перестать бояться смерти? Как достичь бессмертия? Роман может ответить на все эти вопросы. Сам Пруст говорил о том, что его книга — это инструмент, оптический прибор, который он вручает каждому читателю.
У каждого, конечно, свой резон. Кого-то привлечёт чувство юмора Пруста и будет держать до конца романа. Кто-то будет сравнивать варианты перевода. Кого-то заинтересует афористический стиль Пруста, и тот будет читать через призму поиска афоризмов. А кто-то, например, услышит про «анкету Пруста» и заинтересуется автором, чьи анкеты были так популярны.
Главное — вчитаться. Эпосы вообще суеты не терпят, тем более Пруст. Этот роман писался больше 25 лет, а потому на одном дыхании его не осилить. Роман «В поисках утраченного времени» надо читать всю жизнь.
— Как роман Пруста повлиял на искусство?
— Влияние было колоссально, но многие авторы от этого влияния открещивались, его опасались. Набоков, по-моему, признавался, что он Пруста не читал, когда писал свои произведения, туда же Бунин и другие авторы. Потому что от этого влияния ещё ведь дистанцироваться нужно.
Конечно, сильное влияние Пруст оказал на французскую литературу. Французы говорят, что «В поисках утраченного времени» — рубежная веха: есть литература до Пруста, есть литература после него. Под сенью Марселя Пруста развивается психологический и рефлексивный роман конца 1920-1930-х годов.
— Почему «Поиски утраченного времени» высоко оценивают известные авторы и исследователи, а большинство людей не любят?
— Потому что это сложная книга. Это история становления художника и творческого сознания. В ней очень внушительный интеллектуальный и эстетический контекст, через который надо прорываться. Есть произведения с насыщенной фабулой, а здесь событий немного и все они связаны с внутренней жизнью личности. Эмоциональные переживания и эстетические рефлексии Марселя интересны далеко не всем. Однако у каждого такого сложного автора как Пруст есть свой читатель. Их не так много, они рассеяны по миру. И вот когда читатель попадает в ритм романа, из него уже не выйти.
Это «книга для посвящённых», о чем и сам Пруст говорил. Поэтому, конечно, чтение сложное. И даже экранизирован только один эпизод (ещё есть мини-сериал по мотивам романа, — прим. редакции) — «Любовь Свана». Это единственный эпизод книги, в котором повествование идёт от третьего лица. Развивается история мучительной любви, есть динамика. «Любовь Свана» выходит отдельной книжкой. А в целом «Поиски утраченного времени» не самое читабельное произведение.
— Нужно ли пытаться понять все отсылки Пруста или можно охватить только фабулу?
— Конечно, с первого прочтения весь этот культурный контекст невозможно освоить. Мы читаем «Поиски утраченного времени» годами, чтобы избежать интеллектуального перенасыщения. Сначала один уровень, что-то мы уже знаем, что-то начинаем узнавать, о чем-то узнаем позже.
Возможно, во время чтения стоит ориентироваться на жанровую модель, на восприятие: «Что я читаю?». Допустим, выбираете для себя чтение через призму автобиографического романа, истории становления художника, преодоления творческого бессилия.
Мы определили эту модель, и она помогает нам читать произведение: мы понимаем, с какого момента начали, что будет дальше. В «Поисках утраченного времени» присутствует хронологическая последовательность: воспоминания о детстве через отрочество к юности. И это поможет, потому что в этом смысле роман рационален, хотя есть отступления и обращения к прошлому, и будущему.
— Стоит ли делать выбор в сторону книг с подробными комментариями и читать критическую литературу до начала знакомства с романом?
— Это не помешает. Спойлера особого не будет, критическая литература окажется полезной.
Книги, которые помогут облегчить восприятие:
- А. Д. Михайлов «Поэтика Пруста» — серьёзная работа, буквально путеводитель по роману Пруста. Михайлов детально разбирает сюжетные линии, анализирует все образы;
- Л. Г. Андреев «Марсель Пруст» — первая книга о Прусте на русском языке;
- М. К. Мамардашвили «Лекции о Прусте» — Пруст через призму экзистенциальной философии. Мамардашвили отталкивается от романа, но размышляет о своём;
- монография А. Н. Таганова «Марсель Пруст в русском литературном сознании»,
- Андре Моруа «В поисках Марселя Пруста» — биография Пруста, которая сопровождается анализом романа.
Я бы посоветовала сначала прочитать Моруа, а потом Михайлова и остальных авторов. Михайлов детально разбирает сюжетные линии, анализирует все образы.
— В чём самая главная сложность романа?
— Сложность в том, что это выстраданное произведение, написанное Прустом в зрелом возрасте. Молодому человеку могут быть непонятны кризисы старшего поколения.
Самая главная трудность в отсутствии энергичной фабулы, которая держит внимание. В романе много интеллектуальной рефлексии, очень много описаний, которые делают его «нудным». Сама проблематика произведения тоже очень сложная и она может не быть созвучна молодому восприятию. Человек не всегда понимает, о чём он читает.
Отсутствие фабулы, единого чёткого сюжета, понятной событийности, много рефлексии, пресловутый поток сознания — вот ряд причин, которые мешают читать «Поиски утраченного времени» на одном дыхании.
— А какие «сложности» романа из отзывов интернет-критиков кажутся вам ложными?
— Я не считаю роман нудным. Есть ещё люди, которые говорят, что это не роман, а непонятный хаос без чёткой структуры. Вот с этим я не согласна.
Пруст уподобляет роман собору: вы входите в роман как в собор, но пока не можете осмыслить его. Потому что не каждый наделён объёмным мышлением. Эрмитаж ведь тоже нельзя сразу обойти — от этого можно сойти с ума.
Мне наоборот нравится чувство юмора, ирония Пруста. Он хорошо показывает, как моделируется работа сознания и подсознания, отвлекается и выстраивает ассоциации.
Беда студентов, которым нужно читать «Поиски утраченного времени» по программе, может быть в том, что им нужно осилить большой объём за очень короткий период. А когда человек очень торопится и вступает в поединок с текстом, ему будет непросто.
— С чего стоит начать знакомство с романом? Может, не с первой книги? Например, философ Андрей Тесля считает, что читать лучше с середины.
— Учёные высказывают мнение, что, скорее всего, первый том «По направлению к Свану» был написан одним из последних. А первым, возможно, было «Обретённое время». Можно выпрямить историю и читать её в другом порядке.
Но я бы начала читать с описания. Прочитала бы анализ романа: учебное пособие, или литературоведческое исследование, или хотя бы фрагмент книги Андре Моруа, чтобы знать, с чем придётся иметь дело. Главное не раздражаться, не сопротивляться этому тексту и не бороться с ним.
И конечно потенциальные отношения автор-читатель губит наша торопливость: мы торопимся охватить всё сразу, а в этом нет необходимости. Нужно читать медленно, с удовольствием. Можно откладывать книгу, возвращаться к ней. Это было бы идеально.
— Чтобы составить себе какое-то впечатление о романе его нужно читать целиком?
— Конечно, ведь надо знать, что произойдёт с героем. Но «По направлению к Свану» поможет определить, нужно ли вам продолжать читать остальные тома романа или нет.
Первый том, наверное, самый лиричный, потому что это воспоминания о детских годах, там очень много о привязанности к маме, сквозной мотив колокольчика. А в последнем томе герой говорит, что этот колокольчик никогда не переставал звонить, не прекращалась эта тревога в душе. И становится понятно почему (многие мотивы из первого тома перетекают в другие. Например, любовь Свана к Одетте — объясняющая параллель любви рассказчика к Альбертине, — прим. редакции).
Одного тома для понимания сути романа будет недостаточно. Но если нужно прочитать и понять суть быстро, то необходимо ознакомиться с содержанием по качественному аналитическому источнику.
Если вы все же решите осилить роман Марселя Пруста, все восемь томов вы сможете найти в книжном онлайн-магазине «Буквоед».