На окраине Губы, старинного городка на севере Азербайджана, фактически в той части Дагестана, что осталась за пределами России, стоит цилинидрическое здание автовокзала. В его новом блестящем зале я увидел куцее расписание и с досадой понял, что в Хыналыг не идёт ничего:
Близ автовокзала власти явно пытаются построить Губа-Сити, хотя не совсем понятно, зачем 30-тысячному райцентру даунтаун. Перед новостройками - конечно же, Парк Алиева:
В кадре, как я понимаю, администрация района и местный Алиев-центр:
Ближе к центру города - забавное здание ресторана в виде пивной бочки:
И огромный базар, упрятанный с глаз долой в целый квартал более современного вида магазинов. Нам сюда:
Базар запомнился мне коврами - хоть в редких антикварных лавках:
Хоть в машинах горцев, спустившихся на старых "жигулях" и "нивах" сбывать продукцию своих садов и пастбищ:
Губа - крупнейший центр ковроделия и на Северном Кавказе, и в нынешнем Азербайджане, за вычетом Карабаха. Впрочем, Карабах тут вспоминается не просто так: если там персидская (зародившаяся как раз-таки в Иранском Азербайджане) традиция соединяется с армянской, то здесь - с кавказской.
Или даже ещё хитрее: старейшие губинские ковры относят к карабахскому типу, то есть истоки местной школы в Дагестан и вовсе могли просочиться оттуда, например с армянскими купцами в Дербенте. Ну а синтез художественных школ и мировоззрений в причудливом мире ковровых узоров творит чудеса. Вот коллекция губинских ковров из бакинского музея:
Именно в ковроделии здесь проявляет себя фантастическая многонациональность Дагестана - у "кубинского ковра" не менее 35 локальных подвидов, то есть собственной традицией здесь гордится чуть ли не каждое старинное село. Большинство направлений оформились в конце 18 века, в годы расцвета Кубинского ханства, где вельможам да военачальникам надо было как-то украшать свои дворцы и походные юрты.
Моих же познаний в узорах ковра хватит разве что на то, чтобы туркменский ковёр отличить от персидского, но на дилетантский взгляд самая заметная особенность кубинской школы - на редкость сложные, многоуровневые рамки:
Старейший кубинский ковёр в бакинском музее - типа зейхур начала 19 века с библейской сценой:
Не оставляющей сомнений, что выткан он в азербайджанском, а не лезгинском или шахдагском селе - ведь людей и животных, не наведя на себя гнев духовенства, здесь изобразить могли только шииты.
В столовой близ мечети со мной разговорился молодой обаятельный ювелир Рамин. Рассказал он много интересного, например - что губинцы в Азербайджане считаются самыми культурными и белыми (по цвету кожи) из жителей районов, и даже неплохо сливаются с фоном в Баку.