«Восток — дело тонкое». И сегодня мы начнём разбираться в особенностях китайской хронологии.
Вообще, самой оригинальной и исконной лунно-солнечной календарной системой является циклическая. Возникла она в Древнем Китае. Она получила широкое распространение в Японии, Вьетнаме, Корее и тд. И оказала значительное влияние на тюрко-монгольский календарь. В некоторых странах эта система до сих пор используется в качестве традиционной.
Древний Китай — одна из важнейших цивилизаций всего Древнего мира. И дело не только в чае, опиатах и прочих товарах с aliexpress. Хотя и в них тоже. Древнейшие государства на территории Китая появились во 2-м тысячелетии до н.э. в плодородной долине реки Хуанхэ. Древние китайцы плодились и размножались и, в скором времени, была заселена уже долина реки Янцзы, покрытая густыми лесами.
Развитие земледелия, ремесла и прочие нужды побуждали древних китайцев изучать явления природы и накапливать первичные научные знания. Накапливались, в основном, знания по математике и астрономии. О том, что знаний накоплено было немало уже в XIV веке до н.э., свидетельствуют как литературные памятники, так и надписи на костях. К примеру, одно из преданий, вошедшее в «Шу цзин», рассказывает о четырёх сезонах в году. А в надписях на иньских костях встречаются упоминания о солнечных и лунных затмениях.
Однако, начальная история календаря в Китае прослеживается ещё до формирования первых полноценных государств. Его возникновение относится к третьему тысячелетию до н.э.! Само собой, исконная версия была лунной. Лунно-солнечные черты календаря начали формироваться только во втором тысячелетии до н.э. Но факт остаётся фактом, ещё в третьем тысячелетии до н.э. год делился на стандартные 12 месяцев (+один високосный). Месяцы имели в себе 29/30 дней и делились на декады. Со временем, високосный месяц перестал быть блуждающим и занял своё полноценное место в тогда ещё восьмилетнем цикле.
Уже в глубокой древности китайские астрономы умели вычислять время зимнего и летнего солнцестояния, а также солнечных и лунных затмений. Но в астрономическом прогнозе стоит выделить более поздний период. Эпоха династии Чжоу (1027-256 гг. до н.э.) широко известна подъёмом китайской культуры. В этот период были созданы философские школы конфуцианства, даосизма и тд. Даже были приобретены многие знания об астрономии. Подтверждением этого являются такие факты, как деление месяца на четыре недели и систематические наблюдения за движением небесных светил. В литературных памятниках этого периода отражаются знания китайцев о расположении созвездий. Так, в «Книге песен» (Ши цзин), приводятся названия созвездий, известных в современной астрономии под названиями Волопаса, Стрельца, Большой Медведицы и тд. На основе полученных в этот период знаний, чуть позже математик Чжан Цан создаст свою «Арифметику в девяти главах», а астроном Чжан Хэн сконструирует такие приборы, как армиллярная сфера, вращающийся звёздный глобус и прибор, показывающий направление на эпицентр землетрясения. Также, Чжан Хэн описал 2500 звёзд, объединив их в 124 созвездия. Начиная с 240 г. до н.э. китайские учёные совершенно точно отмечали появление кометы Галлея, упоминание о которой впервые было сделано в летописи царства Лу осенью в 613г. до н.э.
Примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры китайские астрономы впервые установили, что новолуния совпадают с летним солнцестоянием не через 8 лет, а каждый 19-й год тропического календаря. Или же через каждые 235 лунных месяцев. Это открытие привело к коррекции календаря до лунно-солнечного с девятнадцатилетним циклом. Он получил название «Чжуань-сюй-ли». Високосных лет в периоде стало семь. А именно, каждый третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, шестнадцатый и девятнадцатый год. Определение новолуний по этому циклу продолжалось у китайцев аж до XVII века. С 1662 года начали применяться специальные астрономические вычисления, которые нередко нарушали принцип счёта «Чжуань-сюй-ли».
А теперь о теоретических основах. Да, сейчас будем говорить о первоэлементах, иньянях, зодиаках и прочих извратах китайской народной мысли.
Для начала — первоэлементы. Сие есть основа материального мира. Всего их пять: огонь, вода, земля, металл и дерево. Да, всё верно, воздуха не завезли, но есть метал и древесина. И находятся они в постоянном движении, взаимосвязи и циклическом подчинении. Вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растёт в земле, земля родит воду. Вообще, в китайском мире все вещи находятся в движении и постоянно изменяются в результате взаимодействия и взаимостолкновения двух противоположных космических начал — «мужского» и «женского». Силы Света «Ян» и силы Тьмы «Инь».
И всё это идёт основой для циклического (60 лет) зверинца в китайском календаре. Циклическая система отсчёта времени зародилась, как и нормальный календарь, примерно около 3-2 тысячелетию но н.э. Система получила широкое распространение не только в Китае, но и в Японии, Корее, Вьетнаме, Кампучии, Лаосе, Таиланде, Монголии, Тибете и тд. и тп.
Циклический календарь представляет собой хронологическую систему, основанную на астрономических циклах движения пяти наиболее крупных космических тел, хорошо известных древневосточной астрономии: Солнца, Земли, Луны, Юпитера и Сатурна. Наибольшее значение было придано цикличности двух гигантов Солнечной системы — Юпитера и Сатурна. Юпитер совершает полный свой оборот вокруг Солнца за 12 (11,86) земных календарных лет. Сатурн же — за 30 (29,46) лет. Противостояния же Юпитера и Сатурна относительно земли происходят каждые 60 лет. Также, китайцы учли то, что Солнце перемещается в двенадцати зодиакальных созвездиях: Овна, Тельца, Близнецов, Рака, Льва, Девы, Весов, Скорпиона, Стрельца, Козерога, Водолея, Рыб. Но магия числа 12 астрономов ещё не отпустила. Древние астрономы разделили окружность пути Юпитера вокруг солнца также на 12 равных частей по 30 градусов в каждой. Каждой части выдали наименование определённого животного. Так родился солнечно-юпитерный (или «животный») 12-летний цикл. Данное творение китайской мысли получило название юпитерного календаря «животного цикла».
Двенадцать знаков «животного цикла», соответствующих двенадцати созвездиям, составляют по древнекитайской философии «ствол земной ветви». Да, ствол ветви. Всё верно.В каждом 60-летнем цикле один и тот же символ животного встречается пять раз, каждые 12 лет. А чего у нас пять? Пральна, первоэлементов. И если сами животные это «ствол земной ветви», то первоэлементы у нас записаны как «ствол небесной ветви». Итак, циклы в 60 лет подразделяются на два типа ветвей — небесные и земные. Ноне думали же вы, что всё будет так просто? Все «небесные ветви» — первоэлементы, подразделяются на два состояния — мужское и женское. Годы цикла проходят последовательно через каждое из этих состояний. Этот внутренний цикл «небесных ветвей», состоящий из десяти лет, повторяется в общем 60-летнем периоде шесть раз.
Земные ветви. Каждая ветвь обозначена именем какого-либо животного. А именно — мышь, корова, тигр, заяц, дракон, змея, конь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Если мы соединим оба внутренних цикла ветвей (небесную и земную), то увидим, что их сочетание ни разу не повторяется. Что интересно, нечётные годы 12-летнего цикла всегда являются «твёрдыми» (мужскими), а чётные всегда «мягкими» (женскими).
Циклический календарь используется в Китае до настоящего времени. Хотя официально страна перешла на григорианский календарь с 1911 года. Многие китайские журналы и газеты выходят с двойной датой: по григорианскому календарю и по 60-летнему циклу. Так, 1993 год назывался «Гуй-Ю», годом воды и курицы, а 1994 год — годом «Цзя-Сюй», дерева и собаки. Таблицу этого зверинца прилагаю.
Новогодие этого прекрасного календаря отмечается первым новолунием после вхождения Солнца в созвездие Водолея. По международному календарю это период между 21 января и 19 февраля. Отсчёт суток начинается в полночь.
А на сегодня всё. В следующий раз мы пробежимся по календарям Японии и Кореи.
Согласно китайскому календарю, текст писала мокрая курица. А кто вы, котики, по мнению китайского календаря?)
Автор - Мария Заке