Этой статьёй мы завершаем публикацию ответов на самые популярные вопросы наших клиентов о цифровой фотопечати. Сегодня мы поговорим о цветокоррекции и о том, когда она применяется, разберёмся с пикселями, сантиметрами и Dpi, узнаем о современных возможностях чёрно-белого фото.
Для чего нужна цветокоррекция?
В принципе, напечатать можно любой кадр, независимо от того, снимал его профессиональный мастер или зелёный новичок, однако качество отпечатка всегда будет зависеть от качества исходного материала, в нашем случае — от файлов изображения, подготовленных к печати. Одно из существенных преимуществ цифры в том, что она предполагает возможность внесения значительных коррекций в электронную копию картинки на разных стадиях подготовки к печати. Поэтому файлы непосредственно из камеры можно считать «сырым» материалом, подлежащим последующей обработке. Это вовсе не означает, что снимать можно «левой ногой», мол, обработка всё вытянет! Чем выше качество картинки при съёмке, тем меньше усилий и ухищрений потребуется при подготовке её к печати. Тем не менее, возможности цифровой коррекции изображений программными средствами сегодня столь многообразны и широки, что отрицать или не использовать их просто глупо.
Существует несколько уровней компьютерной обработки исходных кадров — от простейшего до суперсложного. Выбор того или иного варианта зависит от поставленной творческой задачи, качества исходника, ресурса времени и личного опыта фотолюбителя. Наиболее актуальной проблема улучшения качества становится, когда требуется печать больших фотографий в Москве. Обычно при подготовке в печать больших фото решается целый комплекс проблем исходных изображений:
- Всесторонний анализ оригинала с определением возможных вариантов улучшения изображения;
- Цветокоррекция;
- Регулирование контрастности изображения;
- Управление резкостью, насыщенностью цвета;
- Коррекция выделенных областей кадра (лиц, отдельных предметов).
Что такое резкость и контраст известно даже новичкам, а вот цветокоррекция требует отдельных пояснений. Эта операция направлена на устранение огрехов съёмки с учётом особенностей цветопередачи цифрового изображения на бумагу. Программы редактирования основаны на общепринятых принципах работы с цветом: небо — голубое, серый — нейтральный, трава и листья — зелёные. В профессиональных студиях при заказе фотопечати малого формата отдельной строкой указана услуга «цветопередача» (в «Фотосфере» она бесплатная, нужно лишь сделать отметку «делать/не делать»). Если Вы владеете технологиями обработки и сами готовили файлы к печати, то от дополнительной обработки можно отказаться, их отправят в печать без изменений. Если не уверены в своей компетенции или банально нет времени — поручите цветокоррекцию оператору. Он выполнит манипуляции, которые посчитает необходимыми, исходя из собственного опыта. Если на фото присутствуют люди, цветокоррекция выполняется по лицам. Чем крупнее формат печати, тем оправданнее вмешательство оператора. Он управляет следующими параметрами:
- цветовым балансом (голубой, жёлтый, пурпурный);
- контрастом;
- плотностью, а также резкостью и насыщенностью, если потребуется.
При необходимости оператор выполнит кадрирование снимка (подробнее о кадрировании в предыдущей части нашего триптиха).
Что касается печати с плёнки — цветокоррекция с участием оператора здесь просто необходима. Плёнку ведь следует отсканировать и обработать до отправки в печать и не каждому фотолюбителю это под силу. Ваша задача — подробно описать в заказе свои пожелания. Не смущайтесь, пишите буквально «люблю насыщенную палитру» или «сделайте контрастнее». Чем точнее Вы обозначите свои предпочтения, тем более вероятен желаемый результат. Цветокоррекция — вещь субъективная. Дополнительная информация поможет оператору приблизиться к Вашим вкусовым ощущениям и выполнить работу максимально точно.
Как связаны пиксели, сантиметры и Dpi?
Надеемся, что сантиметр все хорошо себе представляют. В фотопечати в сантиметрах обозначают размер отпечатка (формат фотобумаги): 10х15 или 20х30, 30х40 — всё это сантиметры.
Вот с пикселем давайте разберёмся более подробно. Цифровое изображение складывается из огромного количества отдельных маленьких ячеек — пикселей. Это хорошо видно, когда мы начинаем сильно увеличивать картинку на экране. С определённого момента изображение теряет плавность линий и цветовых переходов и превращается в подобие мозаики из отдельных разноцветных ячеек-квадратиков. Каждый квадратик и есть пиксель. Суммарное количество пикселей, из которых состоит картинка, называется разрешением изображение. Обычное фото, скачанное с цифровой камеры, имеет разрешение в десятки мегапикселей (т.е. миллионов пикселей, Мпк).
К примеру, изображение, состоящее из 6000 пикселей по горизонтали и 4000 по вертикали, имеет разрешение 6000 х 4000 = 24 000 000 пикселей, т.е. 24 Мпк. При выводе на экран компьютера изображение автоматически подстраивается под разрешение самого монитора 1920х1080, что составляет около 2 Мпк. При попытке увеличения масштаба поначалу никаких изменений в качестве мы не замечаем, но с какого-то порога вдруг становятся заметными характерные ячейки-квадратики (пиксели), составляющие картинку. Это происходит, когда мы превышаем реальное разрешение исходного изображения, пытаемся увидеть его крупнее, чем это возможно.
Наверняка Вы сталкивались с такой проблемой: отыскали в инете забавную картинку и попытались распечатать её в формате, допустим 20х30. Что получилось? Правильно, низкопробное фото с нечёткими контурами. И никакими ухищрениями качества не улучшить. Банальная нехватка пикселей, разрешения «маловато будет» для подобного размера отпечатка. Теперь уменьшим формат до 10х15. Результат? Гораздо лучше, разницу видно невооружённым глазом, но тоже не шедевр. А вот при размере отпечатка 4х6 см качество почти идеальное. Можно практически использовать, если картинка действительно ценная — заказать печать на магнитах в «Фотосфере». Набор виниловых фотомагнитов на холодильнике чудесным образом обновит дизайн Вашей кухни. Есть ещё более бюджетный вариант — печать наклеек, срок исполнения всего 2–3 дня. Однако вернёмся к главной теме. Делаем промежуточный вывод: чем крупнее формат желаемого отпечатка, тем больше должен быть «вес» исходного файла в Мпк. Сколько конкретно? Об этом ниже.
Сначала разберёмся с ещё одной единицей — dpi. Это английское сокращение полностью звучит по-русски как «точки на дюйм». Величина dpi указывает на количество пикселей, приходящихся на 1 линейный дюйм (2,54 см) изображения при фотопечати. Вернёмся к практическому примеру: имеем желание напечатать в формате 30х20 картинку с разрешением 900х600. При переводе сантиметров в дюйме желаемый формат отпечатка составит 12" х 9". По длине разрешение изображения (плотность пикселей) составит 900 : 12 = 76 dpi. Пробная печать убедительно нам покажет, что для более-менее приличной детализации такого разрешения явно недостаточно.
Для приемлемого качества, как показывает практика, необходимо разрешение печати не менее 150 dpi, а для хорошей детализации — все 300. Если задать такую плотность для печати формата 30х20 см, получится, что исходная цифровая картинка должна иметь разрешение 3540х2670 , т.е. примерно 9 Мпк. Именно столько должна «весить» фотка из Интернета, чтобы рассчитывать на качественный отпечаток. Ниже приведена таблица, пользуясь которой, можно определять необходимое разрешение изображения, исходя из необходимого формата отпечатка и величины Dpi.
Если Вы активный пользователь PHOTOSHOP, то эта табличка ни к чему. В этой программе пересчёт всех параметров происходит автоматически при любом изменении размеров картинки.
Как печатаются чёрно-белые фотографии?
Если подходить статистически, то чёрно-белая печать — услуга довольно редкая. Только очень крупные лаборатории могут содержать отдельные машины для ч/б печати. Как правило, она выполняется на цветном оборудовании. Теоретически и здесь возможно использование настоящей ч/б фотобумаги, но для этого нужно постоянно поддерживать специальные настройки с использованием специфической химии и бумаги. Экономически это нерентабельно, поэтому практически во всех фотолабораториях ч/б фото печатают на цветной бумаге с цветной химией на цветном оборудовании. Просто на бумагу выводится ч/б картинка. Некоторый цветовой оттенок при этом неизбежен, но при профессиональном подходе он может быть сведён к минимуму программными и машинными средствами. Специалисты «Фотосферы» делают эта так, что далеко не каждый глаз заметит присутствие какого-либо оттенка, кроме ч/б. Практикой доказано, что лучших результатом можно добиться, если конвертировать ч/б картинку в профайл бумага/устройство.
Вот мы и закончили цикл статей, посвящённых ответам на Ваши вопросы о цифровой печати. Надеемся, что Вы сможете извлечь из них практическую пользу. Если ответы не слишком полные и осталась какая-то неясность — пишите, мы обязательно продолжим этот разговор. Удачи и хороших кадров!