93K подписчиков

Леонардески: картина и художник

3,8K прочитали
Мельци Франческо, «Флора», около 1520, фрагмент, холст (переведен с дерева), масло, 76 x 63 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мельци Франческо, «Флора», около 1520, фрагмент, холст (переведен с дерева), масло, 76 x 63 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мельци Франческо, «Флора», около 1520, фрагмент, холст (переведен с дерева), масло, 76 x 63 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Мельци Франческо, «Флора», около 1520, фрагмент, холст (переведен с дерева), масло, 76 x 63 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
У отечественных ценителей живописи эпохи Возрождения есть повод для радости, а у специалистов Государственного Эрмитажа — причина для гордости. Минуло три года с тех пор, как из недр реставрационной мастерской на стены главного музея Северной столицы возвратилась картина «Флора» кисти художника Франческо Мельци. Талантливейшего из всех учеников и подражателей гениального Леонардо.

Формально говоря, «Флора» являет собою типичного представителя «леонардесков». Однако помимо «фирменной» мягкости тональных переходов, соседствующих с жёстко «фиксированным» светом; помимо акцента на выразительной пластике, волнистой шевелюре и рассеянной улыбке героини, чей образ пребывает в узнаваемых «леонардовских» фоновых декорациях, работа радует глаз самостоятельным подходом к наследию великого итальянца. Что весьма нечасто встречается в творчестве леонардески.

Ах да, следует пояснить: леонардесками прозываются как сами живописцы, копировавшие методы и приёмы миланского периода творчества Леонардо, так и их картины. К слову, в 1850 году Государственный Эрмитаж приобретал «Флору» как самое настоящее полотно кисти да Винчи. Истина восторжествовала лишь ровно полвека спустя, когда блистательный эксперт и новатор отечественного искусствоведения, профессор Андрей Иванович Сомов, поставил точку в споре специалистов, установив авторство полотна.

Полное изысканных технических отсылок и деликатных аллегорических оммажей творение Франческо Мельци, повествующее о дарующей жизнь богине природы, с полным на то основанием считается величайшим из всех ныне существующих леонардесков. Подчёркивая очертания объектов и границы явлений при помощи деликатной светотени, проявляя сдержанность в составлении палитры и делая основную ставку на работу с малыми деталями композиции, в которой меткий глаз и тонкая кисть Мельци были особенно хороши, герой нашей статьи сумел совершить почти невозможное: стать звездой мира искусства, не затерявшись на небосводе мировой живописи, даже пребывая по соседству с ярким солнцем самого Леонардо...

У отечественных ценителей живописи эпохи Возрождения есть повод для радости, а у специалистов Государственного Эрмитажа — причина для гордости.-3

А ещё, уважаемый читатель, мы подготовили для Вас галерею изображений леонардески, хранящихся в том числе в Государственном Эрмитаже. Помимо сугубо эстетического эффекта, этот ряд картин помогает выстраивать целостное понимание такого живописного феномена, как творчество ломбардских художников-последователей да Винчи. Приятного Вам просмотра!

У отечественных ценителей живописи эпохи Возрождения есть повод для радости, а у специалистов Государственного Эрмитажа — причина для гордости.-4
У отечественных ценителей живописи эпохи Возрождения есть повод для радости, а у специалистов Государственного Эрмитажа — причина для гордости.-5
У отечественных ценителей живописи эпохи Возрождения есть повод для радости, а у специалистов Государственного Эрмитажа — причина для гордости.-6
У отечественных ценителей живописи эпохи Возрождения есть повод для радости, а у специалистов Государственного Эрмитажа — причина для гордости.-7
У отечественных ценителей живописи эпохи Возрождения есть повод для радости, а у специалистов Государственного Эрмитажа — причина для гордости.-8

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Подписаться

Почитать еще: