Найти тему
Top of the Rocks

Что показал Питер Джексон в своем новом фильме о Битлз "Get Back"?

Итак, в минувшие выходные отгремела премьера долгожданного документального фильма "The Beatles: Get Back", посвященного процессу создания последнего вышедшего альбома великой группы. В кресле режиссера - Питер Джексон, автор культовой кинотрилогии "Властелин колец" и по совместительству битломан с детства.

Как мы помним, фильм о записи альбома, который впоследствии получил название "Let It Be", уже выходил - назывался он так же, его режиссером выступил Майкл Линдсей-Хогг, ранее снявший несколько клипов для Битлз, и картина даже получила премию Оскар за музыкальное сопровождение. Зачем же было вновь возвращаться к этой теме?

Новозеландский режиссер Питер Джексон
Новозеландский режиссер Питер Джексон

Дело в том, что в фильм 1970 года вошла лишь малая часть того, что было снято почти за целый месяц репетиций нового материала в январе 69-го, и увидел свет он аккурат тогда, когда группа официально распалась, поэтому стал своего рода отражением реакции общественности на данное событие - по своей атмосфере "Let It Be" получился довольно мрачным и гнетущим, с явным уклоном на демонстрацию скандалов и ссор, которые имели место в Битлз в то время. Теперь же, по прошествии более полувека, представилась возможность взглянуть на данный непростой период в истории группы по-новому.

Перед Питером Джексоном встала довольно трудная задача: взять огромный материал, снятый Линдсей-Хоггом (а это, на минуточку, более 60 часов видео- и целых 150 часов аудиозаписей), и представить, казалось бы, давно известные всем события в таком свете, в котором их не видел еще никто.

Получилось ли это у Джексона? И что вообще было показано в эпохальном возвращении Битлз на экраны "Get Back"?

Начнем с того, что да - по настроению "Get Back" действительно сильно отличается от своего прототипа "Let It Be". От драматизма и чересчур сильного сгущения красок последнего не осталось и следа. Фильм Питера Джексона получился веселым и даже игривым. В связи с этим напрашивается одна интересная аналогия: сам альбом "Let It Be" ведь тоже изначально задумывался совершенно иным и в своем исконном виде был выпущен многие годы спустя. Вот и тут возвращение назад - не только к старым, давно ушедшим временам, но и к первоначальной концепции Пола Маккартни, который стремился показать группу живой и единой.

По своей сути "Get Back" - это длинный, но захватывающий творческий процесс, во время которого мы наблюдаем рождение будущих знаковых композиций Битлз. Если 1 час 20 минут "Let It Be" - лишь выжимка самых острых моментов, то фильм Джексона - рабочие будни, показанные почти в полном объеме и без прикрас (кинокартина поделена на 3 части, длина каждой из которых примерно 2,5 часа).

-3

Кто-то скажет, что смотреть "Get Back" слишком утомительно. Однако по большому счету мы не смотрим этот фильм. На протяжении почти 8 часов мы в прямом смысле живем вместе с Битлз, видим их не в парадных костюмах и пестрых мундирах, а в рамках их обычной "студийной" жизни, узнаем каждого чуточку лучше. В "Get Back" битлы показаны не как недосягаемые идолы или музейные экспонаты, а как простые веселые парни, коими они, несомненно, и являлись.

Конечно, для людей, мало знакомых с группой, фильм будет скучноват. Для тех же, кто к Битлз неравнодушен, все это время, проведенное с ними - бесценно.

-4

В "Get Back" участники коллектива много шутят, кривляются, разыгрывают сценки, подкалывают друг друга, вспоминают прошлое и строят планы на будущее. Между этим, разумеется, бессчетное количество раз репетируют песни для готовящегося альбома, а также делают наброски для как минимум половины пластинки "Abbey Road", которой будет суждено выйти раньше "Let It Be", и отдельных песен своего будущего сольного творчества. Кроме того, битлы частенько играют композиции других исполнителей от Чака Берри до Боба Дилана и воспроизводят свои старые любимые хиты вроде "Help!", "Love Me Do" и "Strawberry Fields Forever".

Все это снято множеством камер с большого числа ракурсов, сопровождено пояснительными надписями и аудиофрагментами, которые не были запечатлены на пленку. Это позволяет полностью погрузиться в процесс создания альбома и приоткрыть двери личной жизни музыкантов.

Фильм поделен на небольшие главы, каждая из которых посвящена конкретному дню подготовки к записи "Get Back" (напоминаю, что венчать фильм и телевизионное шоу должно было выступление перед публикой, во время которого и планировалось записать пластинку живьем). Первая серия охватывает период работы Битлз в Twickenham Studios, огромном 10-метровом съемочном павильоне, в начале января 1969 года.

Twickenham Studios, в которой со 2 по 21 января 1969 г. велись съемки фильма "Get Back"
Twickenham Studios, в которой со 2 по 21 января 1969 г. велись съемки фильма "Get Back"

Любопытно, как показана в "Get Back" Йоко Оно. В картине Джексона рушится ее устоявшийся образ главного "яблока раздора" в группе, ведь, как мы теперь увидели, Оно являлась лишь одним из, наверное, более десятка посетителей студии за все время записи альбома наравне с друзьями-кришнаитами Джорджа Харрисона, будущей женой Пола Маккартни Линдой Истман со своей дочерью, супругой Ринго Старра Морин Старки, актером Питером Селлерсом и т.д., и это не считая съемочной бригады и технического персонала

Большую часть времени Йоко вообще сидит в сторонке и молчит, лишь изредка перекидываясь несколькими фразами с Джоном Ленноном, целуясь с ним или издавая в микрофон свой фирменный визг.

-6

Также интересно отметить фигуру Джорджа Мартина. Главный студийный кудесник и без преувеличения "отец" Битлз больше не принимает прежнего участия в создании музыки своих подопечных. Теперь они прекрасно обходятся без него, записывая простой энергичный рок-н-ролл, как в былые времена. И все, что остается Мартину, - это незримо стоять в тени и с хорошо видной по его глазам печалью наблюдать, как уходит эпоха.

Бессменный продюсер Битлз Джордж Мартин. За музыкальную составляющую нового фильма отвечал его сын Джайлз
Бессменный продюсер Битлз Джордж Мартин. За музыкальную составляющую нового фильма отвечал его сын Джайлз

Впрочем, "Get Back" - отнюдь не только набор забавных репетиционных сцен. К концу первой серии проявляется драматургия, и мы видим первый по-настоящему конфликтный момент, который в фильме Майкла Линдсей-Хогга был раскрыт куда менее детально. Из группы без особых объяснений уходит Джордж Харрисон. Это ставит проект под угрозу срыва, и остальные участники, сперва делая вид, что ничего не произошло, начинают серьезно волноваться. У Пола даже наворачиваются слезы.

Затем следует одна из интереснейших сцен фильма - тайно записанный разговор Леннона и Маккартни по поводу ситуации с Джорджем. Не зная, что в вазе в столовой спрятано звукозаписывающее устройство, они ведут его на чистоту. Пытаясь выяснить причины ухода товарища, оба признают свою вину перед Харрисоном и решают поговорить с ним. Какое-то время Битлз продолжают репетировать втроем.

-8

В следующем эпизоде Джордж все-таки возвращается, и работа над альбомом продолжает идти своим ходом. Правда, отбросив идею записи пластинки полностью живьем, Битлз перемещаются из неуютного ангара Twickenham в подвал офиса Apple, где быстро оборудуют себе студию. В ней творческий процесс становится более плодотворным, и группа, наконец, записывает версии нескольких песен, которые в итоге появятся на "Let It Be". Вскоре к Битлз присоединяется их давний друг Билли Престон, клавишные которого также можно услышать на пластинке 1970 года.

Музыкант Билли Престон, без чьего участия представить альбом "Let it Be" довольно трудно
Музыкант Билли Престон, без чьего участия представить альбом "Let it Be" довольно трудно

Ну и, конечно, третья серия. Весь фильм выглядит одной большой подготовкой к своей финальной кульминационной части - феерии под названием концерт Битлз на крыше, который определенно является лучшим моментом "Get Back". В обеих версиях фильмов это логичное завершение всех многодневных репетиций и сотен дублей, то самое живое выступление, во время которого было записано около половины песен для будущего альбома. Только в "Let It Be" данный концерт был урезан в два раза, тут же - показан полностью, в том числе с повторением некоторых песен по два-три раза.

Помимо самого выступления, Питер Джексон уделяет достаточно много внимания его зрителям - прохожим внизу и их реакции на внезапный перфоманс Битлз. Параллельно с этим ведется отдельная "сюжетная" линия с полицейскими, которые пытаются попасть на крышу и остановить концерт, что в итоге и делают. Но основной акцент, естественно, на исполнителях.

Холодным ветреным днем, 30 января 1969 года, Битлз поднялись на крышу здания собственной компании Apple на Сэвил-Роу и дали там представление, выступив с небывалой отдачей и энергией, как никогда прежде. Выступив в последний раз.

Да, как и 50 лет назад, фильм "The Beatles: Get Back" - прощание. Но, в отличие от 1970 года, прощание на мажорной ноте, уже не выглядящее концом света, ведь в итоге перед каждым участником Битлз открылось куда больше дорог - это хорошо видно сейчас и было не совсем очевидно тогда. Приступив к работе над фильмом, Питер Джексон хотел показать тот период таким, каким он являлся на самом деле: противоречивым, неопределенным, но не лишенным радости, веселья и дружеской поддержки. И... ему это удалось.

Читайте также:

Джон Леннон: на пути к творческой зрелости

Как одна из самых ранних песен The Beatles оказалась на последнем альбоме группы "Let It Be"

Почему распались The Beatles? 3 причины, по которым в развале группы можно винить не только Йоко Оно

Песни, живые версии которых получились более удачными, чем студийные