Итак, в минувшие выходные отгремела премьера долгожданного документального фильма "The Beatles: Get Back", посвященного процессу создания последнего вышедшего альбома великой группы. В кресле режиссера - Питер Джексон, автор культовой кинотрилогии "Властелин колец" и по совместительству битломан с детства.
Как мы помним, фильм о записи альбома, который впоследствии получил название "Let It Be", уже выходил - назывался он так же, его режиссером выступил Майкл Линдсей-Хогг, ранее снявший несколько клипов для Битлз, и картина даже получила премию Оскар за музыкальное сопровождение. Зачем же было вновь возвращаться к этой теме?
Дело в том, что в фильм 1970 года вошла лишь малая часть того, что было снято почти за целый месяц репетиций нового материала в январе 69-го, и увидел свет он аккурат тогда, когда группа официально распалась, поэтому стал своего рода отражением реакции общественности на данное событие - по своей атмосфере "Let It Be" получился довольно мрачным и гнетущим, с явным уклоном на демонстрацию скандалов и ссор, которые имели место в Битлз в то время. Теперь же, по прошествии более полувека, представилась возможность взглянуть на данный непростой период в истории группы по-новому.
Перед Питером Джексоном встала довольно трудная задача: взять огромный материал, снятый Линдсей-Хоггом (а это, на минуточку, более 60 часов видео- и целых 150 часов аудиозаписей), и представить, казалось бы, давно известные всем события в таком свете, в котором их не видел еще никто.
Получилось ли это у Джексона? И что вообще было показано в эпохальном возвращении Битлз на экраны "Get Back"?
Начнем с того, что да - по настроению "Get Back" действительно сильно отличается от своего прототипа "Let It Be". От драматизма и чересчур сильного сгущения красок последнего не осталось и следа. Фильм Питера Джексона получился веселым и даже игривым. В связи с этим напрашивается одна интересная аналогия: сам альбом "Let It Be" ведь тоже изначально задумывался совершенно иным и в своем исконном виде был выпущен многие годы спустя. Вот и тут возвращение назад - не только к старым, давно ушедшим временам, но и к первоначальной концепции Пола Маккартни, который стремился показать группу живой и единой.
По своей сути "Get Back" - это длинный, но захватывающий творческий процесс, во время которого мы наблюдаем рождение будущих знаковых композиций Битлз. Если 1 час 20 минут "Let It Be" - лишь выжимка самых острых моментов, то фильм Джексона - рабочие будни, показанные почти в полном объеме и без прикрас (кинокартина поделена на 3 части, длина каждой из которых примерно 2,5 часа).
Кто-то скажет, что смотреть "Get Back" слишком утомительно. Однако по большому счету мы не смотрим этот фильм. На протяжении почти 8 часов мы в прямом смысле живем вместе с Битлз, видим их не в парадных костюмах и пестрых мундирах, а в рамках их обычной "студийной" жизни, узнаем каждого чуточку лучше. В "Get Back" битлы показаны не как недосягаемые идолы или музейные экспонаты, а как простые веселые парни, коими они, несомненно, и являлись.
Конечно, для людей, мало знакомых с группой, фильм будет скучноват. Для тех же, кто к Битлз неравнодушен, все это время, проведенное с ними - бесценно.
В "Get Back" участники коллектива много шутят, кривляются, разыгрывают сценки, подкалывают друг друга, вспоминают прошлое и строят планы на будущее. Между этим, разумеется, бессчетное количество раз репетируют песни для готовящегося альбома, а также делают наброски для как минимум половины пластинки "Abbey Road", которой будет суждено выйти раньше "Let It Be", и отдельных песен своего будущего сольного творчества. Кроме того, битлы частенько играют композиции других исполнителей от Чака Берри до Боба Дилана и воспроизводят свои старые любимые хиты вроде "Help!", "Love Me Do" и "Strawberry Fields Forever".
Все это снято множеством камер с большого числа ракурсов, сопровождено пояснительными надписями и аудиофрагментами, которые не были запечатлены на пленку. Это позволяет полностью погрузиться в процесс создания альбома и приоткрыть двери личной жизни музыкантов.
Фильм поделен на небольшие главы, каждая из которых посвящена конкретному дню подготовки к записи "Get Back" (напоминаю, что венчать фильм и телевизионное шоу должно было выступление перед публикой, во время которого и планировалось записать пластинку живьем). Первая серия охватывает период работы Битлз в Twickenham Studios, огромном 10-метровом съемочном павильоне, в начале января 1969 года.
Любопытно, как показана в "Get Back" Йоко Оно. В картине Джексона рушится ее устоявшийся образ главного "яблока раздора" в группе, ведь, как мы теперь увидели, Оно являлась лишь одним из, наверное, более десятка посетителей студии за все время записи альбома наравне с друзьями-кришнаитами Джорджа Харрисона, будущей женой Пола Маккартни Линдой Истман со своей дочерью, супругой Ринго Старра Морин Старки, актером Питером Селлерсом и т.д., и это не считая съемочной бригады и технического персонала
Большую часть времени Йоко вообще сидит в сторонке и молчит, лишь изредка перекидываясь несколькими фразами с Джоном Ленноном, целуясь с ним или издавая в микрофон свой фирменный визг.
Также интересно отметить фигуру Джорджа Мартина. Главный студийный кудесник и без преувеличения "отец" Битлз больше не принимает прежнего участия в создании музыки своих подопечных. Теперь они прекрасно обходятся без него, записывая простой энергичный рок-н-ролл, как в былые времена. И все, что остается Мартину, - это незримо стоять в тени и с хорошо видной по его глазам печалью наблюдать, как уходит эпоха.
Впрочем, "Get Back" - отнюдь не только набор забавных репетиционных сцен. К концу первой серии проявляется драматургия, и мы видим первый по-настоящему конфликтный момент, который в фильме Майкла Линдсей-Хогга был раскрыт куда менее детально. Из группы без особых объяснений уходит Джордж Харрисон. Это ставит проект под угрозу срыва, и остальные участники, сперва делая вид, что ничего не произошло, начинают серьезно волноваться. У Пола даже наворачиваются слезы.
Затем следует одна из интереснейших сцен фильма - тайно записанный разговор Леннона и Маккартни по поводу ситуации с Джорджем. Не зная, что в вазе в столовой спрятано звукозаписывающее устройство, они ведут его на чистоту. Пытаясь выяснить причины ухода товарища, оба признают свою вину перед Харрисоном и решают поговорить с ним. Какое-то время Битлз продолжают репетировать втроем.
В следующем эпизоде Джордж все-таки возвращается, и работа над альбомом продолжает идти своим ходом. Правда, отбросив идею записи пластинки полностью живьем, Битлз перемещаются из неуютного ангара Twickenham в подвал офиса Apple, где быстро оборудуют себе студию. В ней творческий процесс становится более плодотворным, и группа, наконец, записывает версии нескольких песен, которые в итоге появятся на "Let It Be". Вскоре к Битлз присоединяется их давний друг Билли Престон, клавишные которого также можно услышать на пластинке 1970 года.
Ну и, конечно, третья серия. Весь фильм выглядит одной большой подготовкой к своей финальной кульминационной части - феерии под названием концерт Битлз на крыше, который определенно является лучшим моментом "Get Back". В обеих версиях фильмов это логичное завершение всех многодневных репетиций и сотен дублей, то самое живое выступление, во время которого было записано около половины песен для будущего альбома. Только в "Let It Be" данный концерт был урезан в два раза, тут же - показан полностью, в том числе с повторением некоторых песен по два-три раза.
Помимо самого выступления, Питер Джексон уделяет достаточно много внимания его зрителям - прохожим внизу и их реакции на внезапный перфоманс Битлз. Параллельно с этим ведется отдельная "сюжетная" линия с полицейскими, которые пытаются попасть на крышу и остановить концерт, что в итоге и делают. Но основной акцент, естественно, на исполнителях.
Холодным ветреным днем, 30 января 1969 года, Битлз поднялись на крышу здания собственной компании Apple на Сэвил-Роу и дали там представление, выступив с небывалой отдачей и энергией, как никогда прежде. Выступив в последний раз.
Да, как и 50 лет назад, фильм "The Beatles: Get Back" - прощание. Но, в отличие от 1970 года, прощание на мажорной ноте, уже не выглядящее концом света, ведь в итоге перед каждым участником Битлз открылось куда больше дорог - это хорошо видно сейчас и было не совсем очевидно тогда. Приступив к работе над фильмом, Питер Джексон хотел показать тот период таким, каким он являлся на самом деле: противоречивым, неопределенным, но не лишенным радости, веселья и дружеской поддержки. И... ему это удалось.
Читайте также:
Джон Леннон: на пути к творческой зрелости
Как одна из самых ранних песен The Beatles оказалась на последнем альбоме группы "Let It Be"
Почему распались The Beatles? 3 причины, по которым в развале группы можно винить не только Йоко Оно
Песни, живые версии которых получились более удачными, чем студийные