Найти тему

Сергей Есенин и церковнославянский язык

Оглавление

Если спросить у любого русского человека, кто первый приходит ему в голову, когда он вспоминает о поэтах такого периода русской литературы и культуры, как серебряный век, скорее всего, среди прочих, это будет Сергей Александрович Есенин (21.09.1895 — 28.12.1925).

Феномен его творчества практически необъясним. Он ярок, красочен, мелодичен, печален, угрюм, он живой, смеющийся, радующийся жизни, он тоскующий, умирающий, уходящий в небытие. Стихотворения С. Есенина — это выражение внутреннего мира. Это попытка показать людям переживания маленького человека в пространстве огромного, пустого мира.

Поэт своим творчеством открывает новую веху в истории отечественной поэзии. О чем он только не писал: детство, народ, семья, жизнь, память, молодость, друзья, правда, ложь, смерть. Но самым главным для него была любовь. Любовь к Родине, матери, любовь к России и Богу. Недаром его зовут последним поэтом русской деревни и новокрестьянской лирики, новым пророком отечества.

Источник: litinteres.ru
Источник: litinteres.ru

С. Есенин рано покинул этот мир. Обстоятельства его смерти до сих пор будоражат величайшие умы не только России, но и всего мира. Последние стихотворения, написанные им в предсмертный период, полны агонии, чувства тревоги и надвигающейся опасности. Поэт знал о скором своем уходе. В своей предсмертной лирике он примиряется со всем миром, но куда более важно — он примиряется с Богом.

Мы постараемся разобраться, как вера в Господа, которая жила с ним на рязанских просторах и вернулась к нему после долгих лет московской кабацкой жизни, отразилась не только в душе поэта, но и в его стихах.

Богослужение природы

Детство и отрочество поэта прошли в селе Константиново Рязанской губернии. Там он с самого раннего возраста воспитывался родителями в любви к своей малой Родине. Для крестьянского мальчика поля, овраги, речки и леса — второй дом. Если родители вскармливали его физически, то природа и вера в Бога — духовно.

Это духовное кормление отразилось во многих его произведениях в удивительном синтезе христианского богослужения и образов русской природы.

Алый мрак в небесной черни

Начертил пожаром грань.

Я пришел к твоей вечерне,

Полевая глухомань.

Вечерня — это одна из служб суточного круга богослужений в Уставе Православных Церквей. Вечерня совершается вечером, в девятом часе дня, то есть после 15:00, во время захода солнца. В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, каемся в грехах; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины. В контексте стихотворения «Алый мрак в небесной черни» слово вечерня понимается в значении времени захода солнца и начала сумерек.

Знаю, мать-земля черница,

Все мы тесная родня.

Чернец (или черноризец) — это устаревшее, архаичное название монашествующих. В художественной литературе встречается у А.С. Пушкина в драме «Борис Годунов».

-2

Зная любовь С. Есенина к неологизмам (слова, появившиеся в определенный период в каком-либо языке) и окказионализмам (словам, образованным по языковой малопродуктивной или непродуктивной модели), можно сказать, что черница — это авторский неологизм, происходящий от слова чернец, употребленный в женском роде и означающий монахиню. Он сравнивает землю-мать с черницей, потому что обе носят черное облачение. На большей территории Рязанщины простираются степи, под которыми находится особый благородный вид почв — чернозем. Когда заканчивается летняя страда и поле перепахивают под зиму, в позднюю осень такие поля похожи на монахов, тут и там чернеющих среди золотых красок осени.

Но сзовет нас из псалтыри

Заревой заре псалом.

Одной из самых значимых, изобилующих художественными образами, примерами радости, скорби и покаяния книг Священного Писания является Псалтырь. Славянское слово Псалтырь восходит к древнегреческому τό ψαλτήριον, что является названием музыкального инструмента псалтерия. Псалтырь в свою очередь состоит из 150 псалмов — обособленных глав, которые разделяются на 20 кафизм, а в современной библеистике еще и на несколько смысловых групп.

Вообще аспект православного богослужения в единении с природой бескрайних просторов России особо раскрывается во многих стихотворениях С. Есенина. Примером может послужить отрывок стихотворения «В хате»:

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

Обедня — это простонародное название самой главной службы всего христианства — Божественной Литургии. Оно произошло от слова обед, так как Литургия совершается утром, до обеда. Поэт вовсе не хочет осквернить Литургию и Таинство Причащения. Прилагательное стройную и глагол запевают говорят: во время этого богослужения поют много торжественных, хвалебных и красивых гимнов. Громкоголосые петухи здесь сравниваются с праздничным хором.

Источник: www.pinterest.ru
Источник: www.pinterest.ru

Название еще одного православного богослужения упоминается в стихотворении «Октоих». Октоих (греч. Ὀκτώηχος — «восьмигласник» от ὀκτώ — «восемь» и ἦχος — «глас») — богослужебная книга Православной Церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии, которые по способу пения разделяются на восемь гласов:

Святись преполовеньем

И рождеством святись,

Чтоб жаждущие бдения

Извечьем напились.

Всенощное бдение — это чин торжественной службы, который состоит из малой вечерни, великой вечерни и утрени. Нашими предками это богослужение совершалось по Уставу, то есть с захода солнца до самого рассвета. Отсюда и название: Всенощное — длящееся всю ночь; бдение — то же самое, что и бодрствование.

Матерь Господа нашего

Издавна на Руси особым образом почитали Пресвятую Богородицу, которую считали защитницей, покровительницей и самой ближайшей ко Господу молитвенницей за род людской. Не могло это не отразиться в стихах крестьянского, народного поэта С. Есенина.

Его авторству принадлежит произведение «Не ветры осыпают пущи», в котором он говорит о Рождении Господа Иисуса Христа и о Его всеславном Воскресении, а также о том, что зачастую люди забывают помогать нищим и убогим, как заповедовал Господь: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25:35-40), ища явного знамения Христа:

Я вижу — в просиничном плате,

На легкокрылых облаках,

Идет Возлюбленная Мати

С Пречистым Сыном на руках.

Она несет для мира снова

Распять воскресшего Христа:

«Ходи, мой Сын, живи без крова,

Зорюй и полднюй у куста».

И в каждом страннике убогом

Я вызнавать пойду с тоской,

Не помазуемый ли Богом

Стучит берестяной клюкой.

Источник: ridero.ru
Источник: ridero.ru

Другое произведение «То не тучи бродят за овином» повествует нам историю о любви Богородицы к русскому народу. Оно написано с глубоким знанием старорусской традиции крестьянских домов. С. Есенин через процесс приготовления Богородицей хлеба для своего Сына Иисуса Христа показывает теплое отношение матери к своему чаду, а также проецирует эту материнскую любовь Пресвятой Девы на всех людей:

То не тучи бродят за овином

И не холод.

Замесила Божья Матерь Сыну

Колоб.

Овин — это амбар, место, где раньше сушили зерно. Слово колоб известно по своему родству с названием сказки «Колобок» — маленький круглый хлебец, который на Руси матери готовили своим чадам, чтобы они могли в любой момент отломить от него и съесть.

Всякой снадобью она поила жито

В масле.

Испекла и положила тихо

В ясли.

Житом в разных регионах России называют хлебные злаки. На севере — ячмень, на юге — рожь, на востоке — всякий яровой хлеб.

Ясли, которые мы считаем маленькой детской кроваткой, на самом деле означают совсем иное. Это связано с новозаветной историей Рождества Христова. Когда Пресвятая Дева Мария родила Иисуса, не знали куда Его положить. Тогда, спеленав, Она положила Его в ясли — ящик, в который насыпали корм для домашнего скота (см.: Лк. 2:4-7).

Заигрался в радости Младенец,

Пал в дрему,

Уронил он колоб золоченый

На солому.

Дрёма — это то же самое, что и дремота, когда человека долит «одолевает» сон.

Покатился колоб за ворота

Рожью.

Замутили слезы душу голубую

Божью.

Словами материнского утешения завершается эта сказочная поэма. Она наполнена глубоким смыслом, который показывает, что все нуждаются в радости и любви:

Говорила Божья Матерь Сыну

Советы:

"Ты не плачь, Мой лебеденочек,

Не сетуй.

На земле все люди человеки,

Чада.

Хоть одну им малую забаву

Надо.

Жутко им меж темных

Перелесиц,

Назвала Я этот колоб –

Месяц.

Таким образом, в поэзии С. Есенина тема веры в Господа занимает особое, главенствующее место. Эта вера понимается через жизнь всего русского крестьянского народа, неразрывно связана с ней, радуется в ее веселии и грустит в ее скорбях. Церковнославянизмы особо употребительны поэтом. Они стилистически окрашивают его произведения, помогают читателю глубже окунуться в мир крестьянской Руси конца XIX — начала XX вв. А в авторских неологизмах и окказионализмах они раскрываются с особой, таинственной стороны.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #есенин #церковнославянизмы #русский язык #поэзия

Текст подготовил Иван Беляев.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»