Фреска "Страшный Суд" ныне признана одним из величайших произведений бесспорного гения эпохи Возрождения, Микеланджело Буонаротти. Посмотреть на нее приезжают миллионы туристов, она включена во множество иллюстрированных альбомов по истории живописи и мировой культуры, ее изучают в художественных школах.
Фреска являет собой торжество человеческого гения, а для многих и доказательство божественной искры с основе человеческой природы.
Тем не менее для современников художника все было не столь очевидно.
"Страшный суд" - не первая роспись, выполненная великим мастером для Сикстинской капеллы. Ещё в 1508 году Микеланджело приступил к росписи ее потолка. Теперь же, успев перешагнуть шестидесятилетний рубеж, художник снова вернулся к работе над внутренним убранством церкви. Результат шестилетнего неустанного труда явился миру в 1541 году в присутствие высшего духовенства и знати.
Работа Микеланджело произвела впечатление столь же сильное, сколько и неоднозначное. Рассказывают, будто тогдашний папа Павел III при виде фрески впал в такой священный трепет, что пал на колени и принялся взывать о милости Божьей к своей грешной душе. Будущему его приемнику, кардиналу Карафе оставалось при таких обстоятельствах лишь сурово хмурить брови. До поры до времени. Пора пришла уже а 1555 году вместе с папской тиарой. Став папой Павлом IV, он как яростный поборник христианской морали вознамерился было уничтожить фреску. Основной причиной негодования были изображенные на фреске нагие фигуры. Тот факт, что речь идëт о душах, предстающих перед Божьим судом, т. е. существах бестелесных, и вполне логично лишенных и одежды, как-то не казался защитникам нравственности достаточно убедительным. К этому пытались притянуть и некоторые клирикальные неточности в изображение Страшного Суда. Однако на дворе была уже эпоха Возрождения и идея уничтоженния шедевра встретила яростные сопротивление со стороны многих уважаемых и влиятельных ценителей таланта художника.
Споры вокруг "непристойной" фрески продолжались, пока не возникла идея, на тот момент должно быть показавшаяся наиболее разумной.
Итальянский художник по имени Даниэлле де Вольтерра получил заказ на придание работе Микеланджело "приличного" вида. Ему предстояло проделать огромную работу по записи драпировкой всех обнаженных фигур на картине.
Несмотря на трудоемкость стоящей перед ним задачи, и весьма качественное ее выполнение, бедному де Вольтерра не приходится надеятся на благодарность последующих поколений. В историю живописи он вошёл под ироническим прозвищем "штанописец", и навсегда остался человеком, скрывшим от нас часть работы божественного Микеланджело.
Вот такое кривое торжество морали и нравственности получилось.
Канал ещё очень молод и нуждается во внимание и поддержке))).