«Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).
«Ибо в Нём обитает вся полнота Божества телесно» (2:9)
Стихи 8 и 9 усиливают мысли, высказанные в 1:15–19 и 2:3. Павел хочет, чтобы колоссяне наверняка поняли, насколько важно ограничить своё мышление учением Иисуса.
Словом «ибо» Павел связывает фразу «полнота Божества» в стихе 9 с предыдущей «а не по Христу». Причина, по которой нужно держаться Иисуса, а не человеческого учения, зиждется на том, кто такой Иисус. Если Он Божество и обладает всеми свойствами Божества, тогда всё, чему Он учил, истинно и авторитетно. Бог не может лгать (Евр. 6:18), а потому Его учение истинно. Любое учение, не соответствующее истине, открытой Иисусом, неистинно (1 Ин. 2:21) и не подкреплено властью Иисуса.
«Полнота» в 1:19, видимо, иная, нежели в этом стихе. Там Павел утверждал, что Богу было угодно, чтобы в Христе обитала (катойкео) вся полнота. Глагол «обитала», в 1:19 выраженный неопределённой формой аорист, указывает на то, что эта полнота, о которой идёт речь, не всегда обитала в Иисусе, а начала обитать в определённый момент времени. До воплощения в Нём не было полноты, чтобы Ему стать Спасителем человечества. Своей смертью на кресте Он удовлетворил все требования жертвы за грех (Евр. 5:8, 9). Он достиг полноты как Спаситель человечества, когда удовлетворил наши духовные нужды Своей жизнью, учением и смертью. Вот тогда всей полноте стало возможно обитать в Нём.
В 2:9 Павел говорит, что в Иисусе «обитает вся полнота Божества». Когда Он пришёл в мир, то отказался от Своего небесного тела и облёкся в плотское, но Его сущность, Его Личность осталась неизменной: Он оставался Божеством. Павел говорил: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и по виду став, как человек» (Фил. 2:6, 7). Облёкшись в человеческую плоть во время Своего земного существования, Он стал Божеством во плоти. Он уже не был Божеством в Своём небесном теле, а Божеством в земном теле. Но никогда Он не был менее, чем Божеством, — ни когда был в Своём небесном теле, ни когда облёкся в тело земное.
«Божество» (феотетос, от феотес) в Новом Завете встречается только здесь. Всё, чем является Божество — что составляет и характеризует божественную природу, — находится в Иисусе. Он не выше и не ниже Отца и Святого Духа; Он есть точное подобие всего, что включает в себя и выражает слово «Бог». Эта идея также отображена в Евр. 1:3 (Современный Перевод): «Сын — сияние славы Божьей и точное подобие Божье».
Представляется, что между феотес, как оно употреблено здесь, и фейотес в Рим. 1:20 существует важное различие. Герберт Карсон поясняет:
«Таким образом, в Рим. [1:20] Павел пишет, что слава природы вещает о величии и силе Бога. И всё же он не говорит, что природа являет Бога как личность, как являет Его Христос. Но здесь [Кол.2:9] он хочет не просто сказать, что божественные качества открыты в Христе. Он утверждает, что в Христе обитает самая сущность Бога, и потому употребляет слово феотес, чтобы выразить идею полного триединого Бога».
Говоря, что полнота Божества обитает (катойкео) в Христе, Павел с помощью настоящего времени указывает, что она обитала в прошлом, обитает теперь и продолжает обитать в Иисусе как непрерывная, продолжающаяся реальность. Тот самый Иисус, который ходил по земле, теперь на небесах, наделённый всей полнотой Божества и воплощением триединого Бога. Это утверждение Павла отвечает на более позднюю точку зрения гностиков, что дух/эон Христос сошёл на человека Иисуса во время крещения и вышел из Него на кресте.
Полнота в Иисусе означает, что, когда Он говорил и учил, Он выражал Божьи мысли. Он сказал:
«Ибо Я говорил не от Себя, но пославший Меня Отец дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Ин. 12:49, 50).
Отец открыл через Иисуса всё, что хотел открыть, сделав Его проводником полного откровения для человечества (Евр. 1:1, 2).
Сотворённая вселенная — с её гигантскими размерами, огромными небесными телами и великим множеством форм жизни на земле — демонстрирует величие разума и силы Бога (Пс. 18:2; Рим. 1:20). Однако Иисус явил Бога (Ин. 1:18; 14:9) так, как не могла явить природа, потому что Он от рождения обладает всеми свойствами Отца.
Некоторые делают вывод, что Павел, употребив слово «телесно», имел в виду церковь, которую называют «телом» (сома) Христовым (1:18). Вряд ли здесь присутствует этот смысл. Полнота Божества не обитает в церкви, хотя мы читаем, что церковь есть «полнота» Христа (Еф. 1:23). Если бы Павел имел в виду церковь, то он бы написал «в теле», а не «телесно».
Другие утверждают, что Павел имел в виду «сущность», или «реальность», каковой смысл сома имеет в 2:17. Как представляется, он говорит об Иисусе как о воплощении Божества. Не в физическом смысле, ибо Бог есть дух (Ин. 4:24) без какой-либо физической сущности. Должно быть, Павел имел в виду, что Иисус по самой Своей природе воплощает всё, чем является Бог. В Нём абсолютная и совершенная реальность Божества (Евр. 1:3).