Найти в Дзене
Боевая нотация

Кийя или киай? Звуковые обозначения ударов в бою

Оглавление

Наверняка все видели фильмы, где персонаж наносил сокрушительные удары, сопровождая их не менее устрашающими криками. Смысл этих криков может быть непонятен как для людей далеких от спорта, так и для бывалых спортсменов. Давайте разберемся со звуковыми обозначениями ударов и выясним, каким образом, когда и в каких целях они могут применяться.

Так зачем же люди кричат в бою?
Так зачем же люди кричат в бою?

При всем уважении к приверженцам различных боевых искусств, в этой статье мы не будем рассматривать духовные практики и погружаться в философию, пытаясь найти какой-то глубокий сакральный смысл каждого обозначения (ответ на вопрос в заголовке статьи: киай), а подойдем с практической точки зрения.

Не секрет, что те или иные звуки используются не только во многих единоборствах (каратэ, кудо, айкидо, тайский бокс и т.д.) но даже в спорте (тяжелая атлетика, теннис и т.д.). Все, кто занимался спортом, знают, что действия, сопровождаемые физическими нагрузками, в том числе и удар, наносятся на выдохе, а быстрый акцентированный выдох всегда сопровождается характерным звуком. Это может быть одной из самых очевидных причин громкого нанесения ударов, но в боевых искусствах и в спорте все куда сложнее.

Общая классификация звуковых обозначений ударов в бою
Общая классификация звуковых обозначений ударов в бою

По происхождению звуки, связанные с ударом, могут быть:

  1. неумышленными (связанным с выдохом или отработанным до автоматизма)
  2. умышленными (преследующим определенные цели)

Звуковые сигналы бойца могут преследовать различные цели:

  1. психологическое воздействие на противника (внезапность, предупреждение, запугивание, обманный маневр и т.д.)
  2. настрой и подготовка к бою собственной психики (отключение лишних мыслей, концентрация на бое и т.д.)
  3. подготовка к бою и настрой собственного тела (напряжение мышц, расслабление мышц и т.д.)
  4. указание части тела, в которую планируется нанести удар
  5. привлечение внимания окружающих (сообщение судье о нанесенном ударе и т.д.)

Все звуки можно связать с моментом нанесения удара, и тогда получим 3 категории звуков:

  1. звуки, предшествующие удару,
  2. звуки, сопровождающие удар,
  3. звуки, наносимые после удара

Озвучивать удары в бою никто не запрещает, тем более если это несет определенную практическую пользу.

Также звуки могут озвучиваться не самим бойцом, а со стороны в качестве определенного сигнала. Это может быть сигнал к выполнению определенного или произвольного действия, которые боец выполняет или принимает к сведению.

На практике, когда определенные действия человека ассоциированы с определенными звуками, он гораздо быстрее реагирует на команды, способен хранить и интерпретировать большее количество информации, в итоге упрощаются процессы обучения, тренировки, выступления. Также имеется возможность обращать последовательность конкретных действий бойца в сигналы и символы, которые легко архивируются, хранятся и воспроизводятся.

Обозначения ударов в боевой нотации

Добиться такого результата позволяет боевая нотация, которая элементарно внедряется в цикл подготовки бойца. Каждое обозначение удара в боевой нотации указывает не только вид наносимого удара, но также какой конечностью будет наноситься удар и цель удара. Уникальность такой системы в том, что вся эта информация содержится в максимально кратком и емком обозначении. Бойцу необходимо запомнить всего лишь 15 основных обозначений, и зная их он сможет с легкостью и быстротой воспроизводить более 40 различных ударов.

Подробная информация о боевой нотации и тренировках имеется в других публикациях на дзен, а также на телеграминстаграмютуб каналах автора.

Переходите к плейлистам, тренируйтесь и обязательно подпишитесь. Успехов!

#киай #кийя #карате #боевая нотация #спорт #крик