Наверняка все видели фильмы, где персонаж наносил сокрушительные удары, сопровождая их не менее устрашающими криками. Смысл этих криков может быть непонятен как для людей далеких от спорта, так и для бывалых спортсменов. Давайте разберемся со звуковыми обозначениями ударов и выясним, каким образом, когда и в каких целях они могут применяться.
При всем уважении к приверженцам различных боевых искусств, в этой статье мы не будем рассматривать духовные практики и погружаться в философию, пытаясь найти какой-то глубокий сакральный смысл каждого обозначения (ответ на вопрос в заголовке статьи: киай), а подойдем с практической точки зрения.
Не секрет, что те или иные звуки используются не только во многих единоборствах (каратэ, кудо, айкидо, тайский бокс и т.д.) но даже в спорте (тяжелая атлетика, теннис и т.д.). Все, кто занимался спортом, знают, что действия, сопровождаемые физическими нагрузками, в том числе и удар, наносятся на выдохе, а быстрый акцентированный выдох всегда сопровождается характерным звуком. Это может быть одной из самых очевидных причин громкого нанесения ударов, но в боевых искусствах и в спорте все куда сложнее.
По происхождению звуки, связанные с ударом, могут быть:
- неумышленными (связанным с выдохом или отработанным до автоматизма)
- умышленными (преследующим определенные цели)
Звуковые сигналы бойца могут преследовать различные цели:
- психологическое воздействие на противника (внезапность, предупреждение, запугивание, обманный маневр и т.д.)
- настрой и подготовка к бою собственной психики (отключение лишних мыслей, концентрация на бое и т.д.)
- подготовка к бою и настрой собственного тела (напряжение мышц, расслабление мышц и т.д.)
- указание части тела, в которую планируется нанести удар
- привлечение внимания окружающих (сообщение судье о нанесенном ударе и т.д.)
Все звуки можно связать с моментом нанесения удара, и тогда получим 3 категории звуков:
- звуки, предшествующие удару,
- звуки, сопровождающие удар,
- звуки, наносимые после удара
Озвучивать удары в бою никто не запрещает, тем более если это несет определенную практическую пользу.
Также звуки могут озвучиваться не самим бойцом, а со стороны в качестве определенного сигнала. Это может быть сигнал к выполнению определенного или произвольного действия, которые боец выполняет или принимает к сведению.
На практике, когда определенные действия человека ассоциированы с определенными звуками, он гораздо быстрее реагирует на команды, способен хранить и интерпретировать большее количество информации, в итоге упрощаются процессы обучения, тренировки, выступления. Также имеется возможность обращать последовательность конкретных действий бойца в сигналы и символы, которые легко архивируются, хранятся и воспроизводятся.
Обозначения ударов в боевой нотации
Добиться такого результата позволяет боевая нотация, которая элементарно внедряется в цикл подготовки бойца. Каждое обозначение удара в боевой нотации указывает не только вид наносимого удара, но также какой конечностью будет наноситься удар и цель удара. Уникальность такой системы в том, что вся эта информация содержится в максимально кратком и емком обозначении. Бойцу необходимо запомнить всего лишь 15 основных обозначений, и зная их он сможет с легкостью и быстротой воспроизводить более 40 различных ударов.
Подробная информация о боевой нотации и тренировках имеется в других публикациях на дзен, а также на телеграм, инстаграм, ютуб каналах автора.
Переходите к плейлистам, тренируйтесь и обязательно подпишитесь. Успехов!
#киай #кийя #карате #боевая нотация #спорт #крик