Найти тему

АРТИЛЕРИЙСКИЙ БАЛЕТ НА КРЕЙСЕРЕ

КРЕЙСЕР "АДМИРАЛ СЕНЯВИН"

Осмотр и проверка оружия и технических средств на кораблях ВМФ — дело, во-первых, святое, во-вторых, неизменная часть распорядка дня. На крейсере «Адмирале Сенявине» осмотр и проверку проводили всегда, даже тогда, когда материальная часть находилась в разных стадиях ремонта. Но вот, после предъявления из среднего ремонта, башни батарей универсального калибра восстановили свою подвижность, и в завершение проворачивания можно было использовать электрогидравлические привода.

АУ СМ-5-1 на крейсере "Михаил Кутузов". Фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/09/Cruiser_MikhailKutuzov9.JPGa.org/wikipedia/commons/thumb/0/09/Cruiser_MikhailKutuzov9.JPG/1920px-Cruiser_MikhailKutuzov9.JPG
АУ СМ-5-1 на крейсере "Михаил Кутузов". Фото https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/09/Cruiser_MikhailKutuzov9.JPGa.org/wikipedia/commons/thumb/0/09/Cruiser_MikhailKutuzov9.JPG/1920px-Cruiser_MikhailKutuzov9.JPG
СМ-5-1 — советская корабельная универсальная спаренная артиллерийская установка, калибра 100 мм. Этими установками оснащались лёгкие крейсера советского ВМФ проектов 68К (5 единиц) и в варианте СМ-5-1 68 бис (14 единиц).
— 6х2 100-мм/70 (СМ-5-1бис);
— боекомплект — 3 852 выстрела;
— количество и тип ПУС — 2 х «Зенит-68бис-А» в обеспечение СПН-500;
— количество и тип визиров целеуказания – 8 х ВЦУЗ-3;
— количество и тип АРЛС – 2 х «Якорь-2М»;

Личный состав делал это с удовольствием и гордостью. Иногда с крыльев мостика за ходом проворачивания наблюдал командир крейсера. И вот как-то, проходя по правому шкафуту во время утренней приборки, капитан первого ранга Карпов Юрий Фёдорович, после моего доклада, как руководителя приборки на правом шкафуте, высказал мысль, что неплохо было бы синхронизировать движение трёх башен правого борта и их орудий в ходе проворачивания на электрогидроприводах. Командир хочет — Закон!

В одно из проворачиваний я под секундомер проверил время поворота башни № 1 на 180 градусов с носа в корму и время подъёма и опускания орудий от нуля до максимального угла вертикального наведения и обратно. Результаты замеров были осмыслены и распространены на башни № 3 и 5. Таким образом, на штурвалы наводчиков горизонтального и вертикального наведения были нанесены белой краской специальные метки. При отклонении наводчиками штурвалов вправо-влево до этих меток скорость отработки приводов ВН и ГН на всех трёх башнях была одинаковая и если подать команду разом для всех, то три башни одновременно начнут поворот с 0 градусов до 180 правого борта. Одновременно стволы орудий начинают подъём с 0 до 90 градусов до разворота башен 90 градусов и вниз до разворота башен на 180 градусов. Далее всё это происходит в обратном порядке. Несколько тренировок и незначительных корректур меток позволили полностью синхронизировать разворот башен и движение стволов артиллерийских орудий.

Сознаюсь для себя: со стороны смотрелось красиво, но боевой готовности не добавляло. Карпов это увидел и оценил. Как-то, проходя по тому же шкафуту, командир крейсера сказал, что видит во мне перспективного крейсерского офицера, а я про себя подумал: «Только не через показуху».

Спасибо, что дочитали статью

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии