Найти в Дзене
Малдер расскажет

История "буйного кошачьего веселья" на полотнах Луиса Уэйна

В 1886 году малоизвестный художник по имени Луис Уэйн представил веселую иллюстрацию с кошками, удивительно похожими на людей, в рождественском выпуске известного еженедельника Illustrated London News.

"Рождественская вечеринка котят"
"Рождественская вечеринка котят"

На рисунках под названием "Рождественская вечеринка котят" было изображено около 200 представителей семейства кошачьих, упивающихся праздничными гуляниями: они произносят речи, играют в игры и предаются шалостям.

Викторианская общественность, которая только недавно начала относиться к кошкам как к милым домашним животным, а не как к диким вредителям, была в восторге. Уэйн почти мгновенно стал популярным художником, наиболее известным своими юмористическими изображениями широкоглазых кошек, совершающих всевозможные человеческие выходки.

"Хороший улов"
"Хороший улов"

На протяжении всей своей жизни Уэйн считался эксцентричным человеком. Но в конце концов его поведение стало совсем выходить за рамки и в 1924 году он был признан "невменяемым" и помещен в психиатрическую лечебницу.

Не так давно вышел биографический фильм об этом художнике "Кошачьи миры Луиса Уэйна" (The Electrical Life of Louis Wain), где Бенедикт Камбербэтч весьма талантливо исполнил главную роль.

Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна
Бенедикт Камбербэтч в роли Луиса Уэйна

Истоки одержимости Уэйна кошками в действительности были глубоко личными. В 1884 году он женился на Эмили Ричардсон (которую в новом фильме играет Клэр Фой), работавшей гувернанткой у сестер Уэйна. Вскоре после этого у Эмили, которая была на десять лет старше Уэйна, диагностировали рак груди.

Кот пары, Питер, был для неё большим утешением. Уэйн рисовал питомца, чтобы развлечь жену, которая умерла в 1887 году после трех лет тяжелой болезни.

- Я хорошо помню вздох облегчения, который исходил от нее, когда тепло Питера облегчало её муки и помогало погружаться в мирный сон, - писал однажды художник.
"Кот Питер"
"Кот Питер"

Уэйн часто изображал кошек в забавных антропоморфных сценах. Его котята играют в крикет, скользят по заснеженным холмам на санках и радостно тискают крошечных кукол-кошек. Их глаза большие и немного хитрые - визитная карточка его работ.

Но даже самые простые рисунки Уэйна полны юмора. На одной такой работе, есть только одна голова ухмыляющегося кота и очень кошачья подпись: "Я счастлив, потому что все меня любят". Вот она:

"Я счастлив, потому что все меня любят"
"Я счастлив, потому что все меня любят"

Несмотря на госпитализацию, Уэйн продолжал рисовать, даже создавая произведения искусства на рождественскую и другие тематики по просьбе медперсонала.

Иллюстрацию к книге "Маленькие солдатики" созданная Уэйном уже в госпитале
Иллюстрацию к книге "Маленькие солдатики" созданная Уэйном уже в госпитале

Иллюстрации художника получили наиболее широкую известность в период между 1880-ми годами и началом Первой мировой войны в 1914 году. Но Уэйн был неудачливым бизнесменом, который часто не получал прибыли, так как не умел правильно заключать контакты - лишавшие его авторских отчислений, а война и вовсе довела его до нищеты.

По мере того как его финансовое положение ухудшалось, ухудшалось и его психическое состояние.

- С начала 1920-х годов Уэйн стала одержим перестановкой мебели. Он также утверждал, что духи пытали его и несколько раз даже физически нападали на его сестер, - писал его современник.

Вначале с диагнозом шизофрения он был госпитализирован в лечебницу в Вифлеме, более известную как Бедлам. Позднее, в 1930 году его перевели в больницу Нэпсбери, недалеко от Сент-Олбанса, где он оставался до своей смерти в 1939 году в возрасте 78 лет.

 "Академия кошек миссис Табиты"
"Академия кошек миссис Табиты"

Интерпретация работ

Серия "Анималотерапия" включает в себя несколько рисунков "Калейдоскопический кот", на которых Уэйн изобразил своих кошачьих персонажей яркими цветами и замысловатыми узорами, некоторые из которых были головокружительно абстрактными.

"Калейдоскопический кот"
"Калейдоскопический кот"

Психиатр Вальтер Маклай случайно обнаружил его картины на барахолке в 1930-х годах. Он расположил их нужной ему последовательности и рекламировал как иллюстрацию того, как Уэйн сходил с ума:

Другие рисунки из серии "Калейдоскопический кот"
Другие рисунки из серии "Калейдоскопический кот"

На самом деле они создавались не в той последовательности, в какой их расположил Маклай. Так как свои работы Уэйн почти никогда не датировал, то опровергнуть это популярное заблуждение удалось не сразу. Сейчас все исследователи убеждены, что их последовательность размещения Маклаем была чисто умозрительной.

- Картины - явное свидетельство экспериментов Уэйна с цветом и рисунком, - утверждает один из исследователей, — но не умственного упадка.