Поляки в последнее десятилетие совсем не стеснялись регулярно обращаться к «Газпрому» с вопросами пересмотра цен. В их, конечно, пользу. В 2020 году Польша обратилась в арбитраж, где добилась изменения формулы ценообразования на покупаемый у «Газпрома» газ. По решению суда Россия была вынуждена не только изменить формулу расчёта (убрали нефтяную привязку, ввели привязку к спотовым ценам), но и должна была выплатить 1,5 млрд доллара (так называемые ретроспективные выплаты).
Как тогда были рады в Варшаве, думаем объяснять не надо. Затем грянул 2021 год и цены выросли до космических высот. Если бы формула была старой, то Польша покупала бы газ по 300 долларов, а сейчас вынуждена покупать раза в два-три выше. Что делает Польша в таком случае? Она обратилась в «Газпрому» с предложением снизить цену. Что ответил «Газпром»? Он обратился в тот же стокгольмский арбитраж с требованием повысить цену задним числом с 2017 года. Вот такой бумеранг.
Польша перехитрила сама. Она неоднократно пользовалась правом на пересмотр цены, и в итоге добилась своего. Россия всё исполняла, а теперь решила ответить. И наша позиция в суде выглядит очень выигрышно. Во-первых, при рассмотрении дела в 2020 году, PGNiG настаивала, что используемая ранее формула с привязкой к нефти – это не рыночный механизм, а вот к спотовым ценам – рыночный. А теперь, когда так сильно просчитались, хотят дать заднюю. Сначала, видите ли «не рыночный механизм», а как цена в два раза взлетела, то давайте вернем, как было. Значит, суд должен будет обязать Польшу доплатить «Газпрому». Если следовать букве закона. Во-вторых, он не может обязать газового монополиста снизить цену, так как сама Польша и настояла на этой формуле. Это как если бы вы пришли в автосалон за новой машиной, потребовали бы скидку, а получив от ворот поворот, пошли бы в суд. И там вам покрутили бы у виска.
Отметим, что контракт на поставку газа заканчивается в 2022 году и Польша его продлять не намерена. Она строит газопровод из Норвегии, но он пока не очень удачно. Возникают постоянные проблемы в строительстве (экологи, экономическая целесообразность и т.п.).
Сейчас не стоит удивляться тому, что газопровод проходящий через Польшу, в последнее время, стоит практически пустой (даже реверс из Германии). И теперь понятно, почему поляки так против «Северного потока-2». У них в руках был такой рычаг давления и лёгких транзитных денег, что отказываться от него для них очень больно. А для нас облегчение. И понятно, почему Германия так ратовала за его строительство.
Поляки должны понять, что Россия им больше не поможет, пусть теперь попросят США привезти им СПГ, тем более терминал какой здоровский построили. А нам остаётся только констатировать, что Россия отходит от порочной практики «спонсирования» чужих экономик по средствам транзита, и переходит к так любимому европейцами рынку. А рынок суров. Прокачка сейчас идёт такая, что хватает едва на поддержание трубы в рабочем состоянии (в лучшем случае). Мы приветствуем такую политику.