Литераторы отвечают на вопросы. 1. Чем запомнился Вам прошедший год? Какие события, имена, тенденции оказались важнейшими в этот период? 2. Назовите несколько самых значительных книг прошедшего года (поэзия, проза, нон-фикшн). 3. Появились ли на горизонте в этот период интересные авторы, на которых стоит обратить внимание? Удивил ли кто-то из уже известных неожиданными открытиями? 4. Как, по Вашим ощущениям, пандемия повлияла на литературный процесс и собственно на Ваш писательский опыт? Скажите несколько слов о Ваших прогнозах в отношении литературного будущего, обусловленных нынешней ситуацией.
Владислав ТОЛСТОВ, книжный блогер, журналист, обозреватель, автор блога «Читатель Толстов»
1.Если говорить о тенденциях, для меня особенно приятной оказалось расширение количества издательств, которые выпускают современную русскую прозу. Издательство «Альпина.Проза» анонсировало, а летом уже приступило к переизданию полного корпуса сочинений Эдуарда Лимонова, Юрия Мамлеева (в конце года этот список пополнила и Людмила Петрушевская). Только из лимоновского наследия планируется издать 11 книг! Плюс к этому «Альпина.Проза» занимается и изданием новых книг: у них вышел новый роман Александра Иличевского «Исландия», сборник антиутопий российских писателей «Время вышло», и это только начало. Меня радует, что количество игроков на рынке современной русской прозы растет. Совсем недавно это была одна «Редакция Елены Шубиной», сегодня русских авторов издают и «НЛО», и Corpus, и «Городец» (две серии, посвященные исключительно новинкам русских писателей,— «Книжная полка Вадима Левенталя» и «Ковчег»), и «Эксмо», и «Рипол Классик», и многие другие. Я бы отметил историю книги Ивана Шипнигова «Стрим». Она в январе была заявлена в конкурс премии «Национальный бестселлер», спустя месяц, когда пошли первые отклики членов жюри, с Иваном заключило договор издательство «Лайвбук», в июне книга вышла «в бумаге», в ноябре «Стрим» попал в финал премии «НОС». Путь от рукописи до финалов двух крупных литературных премий — это впечатляющая история. Впрочем, роман сам по себе очень хороший, я рад, что его заметили и издатели, и коллеги Ивана Шипнигова. Еще очень важная тенденция, связанная, конечно, с экономическими обстоятельствами книжного рынка, — что стало много переизданий. Тот же Corpus переиздал все книги дуэта Петра Вайля и Александра Гениса, выпустил по новой все тексты Алексея Моторова, а летом заявил «набоковскую серию», в которой будут выходить главные тексты Владимира Набокова. На конец года вышло уже восемь книг, это очень хороший темп. В «Редакции Елены Шубиной» вышли главные, на мой взгляд, романы Александра Терехова в новых изданиях — «Каменный мост» и «Немцы». Список переизданий большой, но сама тенденция, что переиздаются книги, которые не знакомы новому поколению читателей, меня очень радует.
2. Новые интересные авторы появляются всегда, каждый год. Их не становится меньше, что бы кто ни говорил о «застое» в современной российской прозе. Из книг 2021 года, которые лично для меня стали читательскими открытиями, — «Демонология нашего района» Ирины Москвиной, «Осьминог» Анаит Григорян, «Мальчик» Олега Стрижака (это вообще-то старый текст, который впервые был собран и издан Вадимом Левенталем, отчасти восстановлен по черновикам, и это удивительный роман, один из лучших романов XX века), два романа Натальи Репиной — «Пролог» и «Жизнеописание Льва», «Мой секс» Ирины Левенталь, «Суп без фрикаделек» Татьяны Леонтьевой. Из последних, вышедших совсем недавно, великолепный дебют Тимура Валитова «Угловая комната» и «Мое немое кино» Евгения Мамонтова. Вышли новые книги известных авторов — Анны Матвеевой, Дмитрия Быкова, Алексея Иванова. Они, что называется, «на уровне», но молодых читать всегда интереснее, не в обиду, это мое личное читательское хобби. Из известных меня удивили новые книги Александра Снегирева, написавшего отличный сборник короткой прозы «Плохая жена хорошего мужа», и Михаила Хлебникова, написавшего, наверно, главную литературоведческую книгу года — «Союз и Довлатов».
3.Увы, пандемия не способствовала украшенью нашей литературы. Появилось (и еще появится, думаю) множество текстов, где авторы сидят в четырех степах, рефлексируют на темы локдауна, безденежья, самоизоляции, изменившейся жизни, но просто рефлексируют и ничего не делают, это очень скучные тексты. Если же говорить о прогнозах, рискну предположить, что 2022 год будет годом хорошей короткой прозы. Романы не то чтобы приелись, но чувствуется в длинных текстах какая-то усталость, а вот если почитать рассказы Валерия Печейкина, Леры Манович, Кирилла Рябова, Павла Селукова, Булата Ханова или рассказы из коллективного сборника «Сибирь. Счастье за горами» — они все отличные. Рассказы я люблю больше, чем издатели, но вдруг они их тоже полюбят?
Андрей ВАСИЛЕВСКИЙ,поэт, главный редактор журнала «Новый мир»
1. (Ворчливо, занудно): Как всегда, всего очень много. Не уследишь. И уже не хочется. По-прежнему интересны не лауреаты литературных премий, а алгоритмы функционирования этих культурных институций, их системные проблемы. Литературная полемика по большей части бессодержательна, бесплодна. Но иногда занимательна (недавно два храбрых эльфа объявили войну всему Мидгарду, но не все в Мидгарде это заметили). Физическое присутствие на культурном мероприятии кажется уже не только анахронизмом, но и абсурдом (но не большим, чем все остальное). Будущие историки литературы смогут описать начало двадцатых годов и как время упадка, и как время расцвета — в зависимости от своей исходной задачи — с убедительными примерами.
2. «Собрание стихотворений 2002-2020» Игоря Вишневецкого. (М., «Новое литературное обозрение, 2021).
Роман Дмитрия Данилова «Саша, привет!» («Новый мир», 2021, № 11).
Толстый том Лады Пановой «Зрелый модернизм. Кузмин, Мандельштам, Ахматова и другие» (М., «Рутения», 2021), являющийся концептуальным продолжением ее не менее объемной работы «Мнимое сиротство. Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма» (М., Издательский дом Высшей школы экономики, 2017).
3. Удивил Олег Чухонцев — «Россказень» («Новый мир», 2021, № 12) — впрочем, ему уже давно скучно быть Чухонцевым, это такие прыжки вбок.
4. «— Это вы хорошо сказали, — отвечал Кандид, — но надо возделывать наш сад».
Литературные итоги 2021 года. Часть первая
Литературные итоги 2021 года. Часть вторая